Формирование характера.

Материалы » Психология характера » Формирование характера.

Страница 2

Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полно­стью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.

В дальнейшем, когда ребенок овладеет речью и научится точно определять, за что ой получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окру­жающих людей, решающее влияние на формирование хара­ктера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. В поведении ребенка закрепляются, превращаясь затем в соответствующие черты характера, те качества личности, которые получают поло­жительные подкрепления со стороны окружающих его взрослых людей. Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребёнок наказывается, обычно исчеза­ют вскоре после их первого проявления.

С возрастом расширяется круг значимых для ребенка лю­дей, в него постепенно включаются новые взрослые и новые сверстники. Соответственно, расширяется и социальная база поощрений и наказаний, под влиянием которых формирует­ся и развивается характер ребенка. Поскольку люди, кото­рые поощряют или наказывают ребенка, имеют большие ин­дивидуальные психологические различия и, соответственно, могут поощрять или наказывать ребенка за разные действия и поступки, в системе складывающихся у ребенка черт ха­рактера в это время могут проявляться определенные проти­воречия.

Указанная тенденция сохраняется и в период обучения в школе. В начале школьного обучения характер ребенка фор­мируется под авторитетным влиянием родителей и учителей как наиболее значимых для младшего школьника людей. Затем, начиная со средних классов школы, авторитет роди­телей и учителей снижается, и на первый план выходят ав­торитет и мнение значимых для ребенка сверстников. В это время одним из главных факторов формирования характера ребенка становится мнение и отношение к нему со стороны сверстников.

В старших классах школы, наряду с сохранением влия­ния общения со сверстниками, фактором, воздействующим на характер, вновь становится мнение и оценка взрослых людей. Однако теперь молодые люди уже не принимают на веру абсолютно все, что им говорят взрослые. Воздействие последних на формирование характера школьников стано­вится опосредствованным, во-первых, личным отношением старшеклассника к данному человеку, во-вторых, оценкой этого взрослого человека как личности, в-третьих, отноше­нием школьника к себе и его самооценкой.

Другими словами, далеко не все взрослые оказывают на характер старшеклассника одинаковое влияние: у некото­рых оно более сильное, а у других практически отсутствует. Кроме того, на развивающийся характер старшего школьни­ка начинают влиять и средства массовой информации: пе­чать, радио, телевидение, Интернет.

В дальнейшем на развитие и изменение характера челове­ка могут оказывать влияние как названные выше факторы, так и обстоятельства его личной жизни/Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные из­менения которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Спе­цифические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойствен­ные лично ему изменения в характере, которые не наблюда­ются у большинства других людей.

В изменениях характера человека, которые происходят в те­чение его жизни (имеется в виду период взрослой жизни, на­ступающий после окончания детства, то есть после 15-16 лет), можно отметить общие, типичные, закономерные тен­денции и (специфические, индивидуально своеобразные, то есть нетипичные, изменения.

К числу общих, типичных относятся возрастные измене­ния в характере человека. Они сводятся к следующему. С возрастем человек постепенно избавляется от так называ­емых детских черт характера, которые отличают поведение ребенка от поведения взрослого человека. Это, например, безответственность, капризность, эгоцентричность, плакси­вость, детские страхи и многое другое. Напротив, с возрас­том человек приобретает новые положительные черты хара­ктера, и в его личности закрепляются специфические взрос­лые черты, такие, например, как умудренность опытом, терпимость, ответственность, разумность, расчетливость и другие.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Выдвижение гипотез
Первый шаг любого исследовательского проекта — это выдвижение гипотезы — утверждения, которое может быть проверено, — по интересующей теме. Например, если нас интересует амнезия детства, мы могли бы выдвинуть гипотезу, что человек способе ...

Проблемы нормы и патологии личности.
В отечественной научной литературе теория установки представлена довольно широко. Основатель ее Д.Н. Узнадзе понимал под установкой определенное психическое состояние, возникающее под совокупным воздействием потребностей индивида и влияни ...

Индивидуальность и ее проявления
Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя видов, отличающие его от других представителей этого вида. Ин ...