Формирование характера.

Материалы » Психология характера » Формирование характера.

Страница 1

Формирование характера происходит в первой половине дошкольного детства, и мы можем констатировать, что примерно к 2-3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. Этот про­цесс продолжается еще как минимум 10-15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально прояв­ляться в поведении ребенка.

Вместе с тем на сформулированный выше вопрос одно­значно ответить нельзя. Дело в том, что сформированный характер человека представляет собой устойчивую, согласо­ванную систему самых разнообразных черт характера, а они появляются и начинают развиваться в разное время жизни. К примеру первые признаки наличия у ребенка простейших волевых чёрт характера действительно относятся к указан­ному выше возрасту, то есть к 2-3 годам. Первые призна­ки деловых черт характера отчетливо обнаруживаются лишь 1-2 года спустя, когда ребенок включается в игры. Нако­нец, явные признаки наличия определенных коммуникатив­ных черт характера чаще всего просматриваются в психоло­гии и поведении ребенка только в начале того периода жиз­ни, когда ребенок вступает в непосредственное деловое обще­ние с разными людьми, то есть в период появления группо­вых игр. Данный период относится к возрасту 4-5 лет.

Определенно говорить о том, что все основные черты ха­рактера появились и начали развиваться у ребенка, мы мо­жем лишь тогда, когда в его психике и поведении обнаружи­лись и волевые, и деловые, и коммуникативные черты хара­ктера, то есть когда ребенок достиг 4-5 лет. Однако это бу­дет неправильно, если иметь в виду только первые черты ха­рактера, потому что они появляются у ребенка уже в 2-3 года. Правильное решение данной проблемы видится в том, чтобы указать не точный возраст появления тех или иных черт характера, а определенный возрастной диапазон, в пре­делах которого появляются и начинают развиваться основ­ные группы черт характера. Это возраст от 2-3 до 5-6 лет.

В до­школьном возрасте только закладываются основы характера человека, вернее, черты, которые мы обозначили как пер­вичные или базисные. Когда ребенок поступает в школу, развитие его характера продолжается, в его психологии на­чинают складываться и в реальном поведении проявляться вторичные или ситуационные черты характера.

Однозначной связи или зависимости между чертами ха­рактера, которые сложились и проявились раньше, и черта­ми характера, которые складываются и оформляются позд­нее, нет. Например, на основе экстраверсии как первичной черты характера у ребенка могут появиться и развиться такие раз­ные черты характера, как общительность, контактность, внимание к людям, интерес к происходящему вокруг, склонность к профессиям, связанным с общением, и многие другие. На основе такой базисной черты характера, как интроверсия, в свою очередь, могут возникнуть замкнутость, неразговорчивость, нелюбовь к людям, интерес к професси­ям, не предполагающим общение с людьми, и т.д.

То, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие ха­рактера ребенка после того, как в его психологии и поведе­нии проявились первые черты характера, зависит от многих обстоятельств жизни. Некоторые из них будут рассмотрены далее. Сейчас же отметим, что если первичные или базисные черты характера оказались не вполне благоприятными, то это не означает, что дальнейшее развитие характера обяза­тельно пойдет по аномальному пути. Если первые черты ха­рактера ребенка оказались положительными, то вовсе не обязательно, что и последующие черты характера, сформи­ровавшиеся на этой основе, также окажутся положительны­ми.

Чаще бывает так, что на базе положительных первичных черт характера формируются положительными и вторичные черты характера, а на основе отрицательных базисных черт складываются другие отрицательные черты характера.

Вначале на форми­рующийся характер ребенка оказывает влияние то, как об­ращаются с ним взрослые. Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально по­ложительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем на­чинают формироваться положительные черты характера, та­кие, например, как открытость и доверие к людям.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда « ...

Интеллект и биологическая адаптация детей в норме и патологии
Если интеллект является адаптацией, то ее можно охарактеризовать так, как то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды. [18, с. 11] Действие организма на окружающие его объекты можно ...

Процессуальный этап формирования показаний
Словесное оформление и передача информации допрашиваемым, прием и переработка ее следователем — таково содержание этого этапа. Процессуальный этап формирования показаний начинается с момента воспроизведения (репродукции), т. е. процесса ...