С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты.
Первые представления о психике были связаны с анимизмом – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно древнегреческому философу Платону, душа у человека существует в соединении с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придаёт целостность душевной жизни человека. Платон даёт такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. Великий философ Аристотель в тракте «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как. Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Сохранение и воспроизведение ощущений даёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под церковным влиянием, характерным для средневековья, утвердилось представление о том, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В средние века накапливается конкретный материал об анатомофизиологических особенностях организма как одной из основ психики. Необходимо отметить опыт арабских мыслителей 9 – 11 веков Авиценны и Аверроэса. Немецкие же схоласты Гоклениус и Кассман впервые ввели термин «психология».
С 17 века начинается новая эпоха в развитии психологического знания (умозрительная). Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Рене Декарт считал, что между душой человека и его телом полнейшее различие: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило психофизиологическую проблему о связи телесных и психических процессов в человеке. Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения с её центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделённые учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяжённой субстанции (материи). Душа и его тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход даёт возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввёл понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идёт скрытая работа психических сил- бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
В 18 веке немецкий философ Вольф ввёл термин «эмпирическая психология», принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая её с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, тог есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появления другого. Основателем ассоциативной психологии в 18 веке стал английский врач и священник Гартли. По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциаций.
Другое по теме:
Социально-психологическая
природа имиджа
Специфические характеристики имиджа как продукта именно социального, а не индивидуального восприятия объекта особенно наглядно выявляются при сравнении общепсихологического и социально-психологического подходов к изучению восприятия (перц ...
Процессуальный этап условий формирования социально – психологического типа
личности.
Этот этап предполагает организацию и управление педагогическим процессом, который требует от педагога установления дисциплины и рабочей обстановки на занятиях. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, ...
Психологические аспекты принятия управленческих
решений
Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как ...