Гештальтпсихология – направление немецкой психологии, возникшее в 1912 году. Келер и Левин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии Вундта и Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компоненты (ощущения). Например, хотя мелодия при её исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнаётся как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и действиях, которые соответствует этим требованиям (Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснил поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.
Гуманистическая психология – это направление западной психологии, рассматривающая личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущие только человеку. Её представители - Оллпорт, Мюррей, Мэрфи, Роджерс, Маслоу. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предаётся пороку, его поражают тяжёлые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.
Когнитивная психология – это одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Её представители Найссер, Пайвио отводят в поведении субъекта решающую роль знаниями. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под влиянием теоретико-инфомационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. Когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем.
Другое по теме:
Определение памяти.
Прежде всего, следует отметить, что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ. У организмов, стоящих на ступенях эволюционной лестницы ранее человека, есть только два вида памяти: генетическая и механическая
.
Генетическая ...
Особенности развития внимания младших школьников
Внимание и его физиологические основы. В каждый момент своего бодрствования человек что–то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает [23, 143]. Окружающие нас предметы и явления действуют через органы ч ...
Ребёнок и сверстник. Общение ребенка со сверстниками
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и ко ...