Проблема психолого-педагогической адаптации как особенность возрастного периода младшего школьника

Материалы » Психолого-педагогическая адаптация школьников » Проблема психолого-педагогической адаптации как особенность возрастного периода младшего школьника

Страница 3

Происшедшее чересчур эмоционально обсуждалось дома в присутствии Кости. Конечно, осудили учительницу, которая не нашла «подход к малышу». Было решено, что мама «поговорит» с ней. Разговор оказался нелегким, ведь требования учителя были справедливы, но неприемлемой была форма. Одергивание, резкий выговор, насмешку не стоит использовать, добиваясь необходимого поведения, особенно на первых порах. В итоге, с первых дней возник конфликт между ребенком и учителем, родителями и учителем, который осложнил процесс психологической адаптации Кости к школе. Перевод к другому учителю не изменил ситуации, а только усугубил ее. В этой ситуации не нужно искать «добрую» учительницу, а терпеливо, а терпеливо, тактично и спокойно учить Костю общению со взрослыми. Но и здесь важно не «перегнуть палку», не сделать из живого ребенка удобного, послушного, сломав его.

Наше динамичное время многое меняет в требованиях школы, быть может и требования довольно жесткой дисциплины тоже может будут пересмотрены и тогда многих проблем просто не будет.

Сложными были взаимоотношения Кости со сверстниками, ведь рос он среди взрослых, даже играть в детские игры не любил («Ему больше нравится с дедушкой в шахматы», - с гордостью рассказывала мама). Но учеба требует умения жить в коллективе, поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умение вместе работать, считаться с чужими «хочу». Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, но все-таки, считают психологи, доминируют в совместной работе элемент соревновательности, конкурентности. Однако инициативное общение с одноклассниками на уроках и на перемене не всем детям под силу. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в стороне или жмутся к стенке. Другие (таким был Костя), стремясь привлечь внимание к себе командуют, указывают, могут унизить одноклассника («ты ничего не понимаешь» и т.д.). Дети этого возраста бывают по-настоящему жестоки и могут устроить маленькому диктатору суровую «проверку на прочность».

Косте в коллективе было неуютно, его быстро невзлюбили дети, и дружить с ним никто не хотел. Безусловно, Косте было очень трудно адаптироваться в коллективе. Это можно понять, но нельзя оправдать тактику родителей, стремящихся найти класс и учителя, где примут Костю таким, каким он привык быть дома, т.е. приспособить класс и учителя (где примут Костю), а не наоборот.

Как быть в таких ситуациях? Во-первых, от родителей требуется большое терпение и такт в объяснении всех возникших конфликтов. Ни в коем случае не следует перекладывать вину на других и всегда быть на стороне ребенка, но при этом ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, будет уверен, что вы поможете ему найти выход из трудной ситуации. Нужно уметь увидеть в поведении ребенка собственные недоработки и недостатки воспитания. Потребуется довольно длительное время, чтобы малыш осознал, что он не «лучше всех», что лучшие умения или большие знания – еще не повод для собственного превосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам. Нужно постараться объяснить ребенку, что «Маша не умеет писать, но хорошо танцует» и т.д. Хорошо бы найти общее дело для Кости и одноклассников. Это позволило бы сплотить их, сдружить, но все это требует времени и терпения. Правильная оценка ребенка – это ваша моральная и эмоциональная поддержка ребенка в процессе психологической адаптации.

Какую оценку можно считать правильной? Конечно ту, которая не лишает ребенка уверенности, не заставляет его стесняться сверстников и боятся родителей.

Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе.

Следует отметить, что в период адаптации проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу. Изменения в поведении, как правило, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.

Появляется сложность, начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка ( до школы это была игра), но и новый вид деятельности (учебная) возникает не сразу, учение в школе нельзя отождествлять с учебной деятельностью., дети, как известно, учатся в самых различных видах деятельности – в игре, в труде, во время занятий спортом. Учебная же деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличить от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном, так и в других возрастах. Причем в младшем школьном возрасте дети выполняют все виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная

.

В.В. Давыдов доказал, что учебная деятельность ребенка «содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальной, логический, педагогический, психологический и др.».

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Возможности преодоления конфликтных ситуаций учителем в ходе педагогического общения
Мы утверждаем, что способ сотрудничества малоэффективен, когда сталкиваются ценности педагога и учащегося, их верования, предпочтения, личные вкусы, жизненный стиль, идеи, наконец. Чаще всего такие конфликты происходят по поводу: ■ ...

Динамический тремор
Тремор – это колебания дистальных звеньев конечностей сравнительно небольшой амплитуды. По вопросу о происхождении тремора существуют различные точки зрения. Еще в 70–80 годы XIX века тремор рассматривался либо как симптом патологии, либо ...

Работа психокоррекционной группы
Факторы влияющие на эффективность психокоррекционной работы: 1. Универсальность – «чувство общности». Фактор обозначает, что проблемы клиента универсальны и в той или иной степени проявляются у всех людей. Клиент не одинок в своих пробле ...