Психологические и педагогические основы формирования эмоционально – творческой личности младшего школьника

Материалы » Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника » Психологические и педагогические основы формирования эмоционально – творческой личности младшего школьника

Страница 2

Также в работах указано на то, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и детей, где каждый из участников является равноправным её членом. Функция взрослого при этом заключается во-первых, в демонстрации разнообразных творческих проявлений и способов деятельности, во-вторых, в организации жизни и деятельности ребенка таким образом, чтобы сами условия и обстоятельства требовали от детей творческих решений. В совместной с ребенком деятельности, указывает Г.Г. Кравцов, взрослый является не только (а иногда и не столько) самым умным и самым знающим, сколько самым творческим участником совместной деятельности, каждый раз по-новому выполняющим те или иные знакомые детям задания. Взрослый своим поведением и поступками раскрывает детям новые, неожиданные стороны окружающего ребенка мира. Обучающийся творчеству ребенок должен понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены разными путями. [ ]

Таким образом, воспитание творчества у детей требует учителей, способных руководить творческой позицией педагога.

Эстетика поведения и внешнего облика – не менее значимый фактор формирования и развития эстетических чувств и эмоционально–чувственной сферы в целом. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. На данный фактор неоднократно указывали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги, а К.Д. Ушинский писал «…Без личностного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно…». [ ]

Очень важна особая эстетика в искренних, здоровых человеческих взаимоотношениях между учащимися класса и учителями, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, чёрствые, неискренние отношения между людьми в школе и семье глубоко ранят личность ребёнка, оставляют след на всю жизнь. Об эстетике поведения или культуре поведения много писала Л.И. Новикова в своей книге «Педагогика детского коллектива».

Развитие творчества - процесс свободный, самостоятельный. Поэтому для развития способностей младшего школьника важно предоставить им возможность проявить себя самостоятельно. Для реализации этой цели педагог должен поддерживать самостоятельную деятельность младших школьников, что и является следующим важным условием.

О значимости данного условия говорят многие исследователи (Н.Я. Михайленко, Н. Коротков М.А. Неменова). При создании этого условия, отмечает Н.Я. Михайленко, развивается творческая активность и свободное экспериментирование с различными материалами. Ребёнок получает возможность самореализации: он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познав себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивается умение действовать в группе равных - сверстников, кооперироваться с ними, реализовывать элементы специфической детской субкультуры. [28, 12]

М.А. Неменова в своих исследованиях обращает внимание на то, что в самостоятельной творческой деятельности детей важно незаметное участие педагога отдельными репликами, направляющего творческую мысль детей в определенное русло. Этой точки зрения придерживаются своих исследованиях М. Монтессори, указывал на то, что функция педагога здесь заключается в предоставлении детям права выбора работы, занимая позицию наблюдателя. Эта форма по М. Монтессори является наиболее продуктивной для решения различных задач. Позиция наблюдателя состоит в том, что педагог не организует деятельность детей, в традиционном понимании смысла этого слова, а прогнозирует её. [ ]

Важнейшим источником формирования эмоционально–творческой культуры младших школьников являются внутрисемейные отношения (отношения между членами семьи, а главное отношение к искусству). Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Это указывалось в работах А.С. Макаренко: «Сильно ошибаются те родители, которые думают, настоящее культурное воспитание составляет обязанность школы и общества, а семья в этой области ничего сделать не может. Поэтому, к сожалению, приходится наблюдать такие семьи, которые большое внимание уделяют лишь питанию ребёнка, его одежде, играм и в то же время уверены, что до школы ребёнок должен нагуляться, набраться сил и здоровья, а в школе он уже приспособится к культуре». [ ] И даже «В той семье, где родители сами не читают газет, книг, не бывают в театре или кино, не интересуются выставками, музеями, разумеется, очень трудно воспитывать эмоционально – творческую личность ребёнка».

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий
Рассмотрим психологические особенности проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий [23, c. 45]. Опрос граждан — беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед ...

Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития
Подростковый возраст - это тот период жизни, когда у человека формируются нормы и способы построения общения. И помогает этому общественно полезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-орга ...

Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Можно выделить три формы общения дошкольников со сверстниками, которые последовательно сменяют друг друга на протяжении пяти лет жизни дошкольников (2-7 лет). Первая это – эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (вт ...