Психологические и педагогические основы формирования эмоционально – творческой личности младшего школьника

Материалы » Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника » Психологические и педагогические основы формирования эмоционально – творческой личности младшего школьника

Страница 3

Внеклассная и внешкольная работа – один из важнейших источников накопления и развития эмоционально–творческой культуры младших школьников. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по всестороннему развитию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. Внеклассная и внешкольная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся с такими видами искусства как театр и кино.

Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребёнка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене.

Театр – синтез многих искусств, объединённых в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актёра, он и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоционально–эстетическое воздействие театрального зрелища.

«Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, его самое главное – создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актёров». [ ]

Большую роль в формировании эстетических чувств учащихся и эстетической культуры в целом играют кино- и телефильмы. Восприятие театрализованных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников правильно смотреть и понимать кино – и телефильмы. В ряде школ с этой целью введён факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Социально – педагогические исследования показали, что школьники довольно интенсивно посещают кинотеатры, смотрят видеофильмы, к остальным же видам искусства обращаются явно недостаточно.

Остановимся на ещё одном условии развития эмоционально – творческой сферы личности. Развитие эмоционально–творческой сферы младшего школьника средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. [] Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты, пробуждает и развивает умение у детей «вчувствываться», погружаться в созерцаемые, воспринимаемые ими произведения художественного творчества.

Большую роль в художественном воспитании младшего школьника играет пример и художественная подготовка самого учителя.[ ] Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, иметь навыки музыкального изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству. Эмоционально–творческое развитие младшего школьника может происходить на уроках

· чтения («Родной язык)

· музыки

· изобразительного искусства.

Данные предметы по искусству решают задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяют в себе элементы собственно искусства, науки о нём и навыки практической деятельности.

Таким образом, в образовательных учреждениях должны быть созданы специальные условия, способствующие эмоционально–творческому развитию младшего школьника. К таким условиям мы отнесли:

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Предрабочие состояние
Переходными между состоянием физиологического покоя и рабочим состоянием являются предрабочие состояния человека, связанные с мыслями о предстоящей деятельности и мобилизационной готовностью к ней. 1. Предстартовое состояние Во время пр ...

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
Личность – это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими лю ...

Причины и условия возникновения конфликтных отношений в деловом общении
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названн ...