Трудности в обучении и развитии внимания слабоуспевающих младших школьников

Материалы » Психолого-педагогический анализ проблемы внимания в младшем школьном возрасте » Трудности в обучении и развитии внимания слабоуспевающих младших школьников

Страница 2

5,5% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины - низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины - трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.

Рассматривая данную таблицу можно сделать вывод о том, что плохо развитые свойства внимания влекут за собой ряд трудностей в обучении, т.е. ребенок пропускает буквы, допускает орфографические ошибки, является невнимательным и рассеянным, также не может запомнить фрагмент текста и мн. др.

В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. В школе и дома раздаются жалобы на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» ребёнка. Такую характеристику получают первоклассники. Их внимание слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Почему же неуспевающие дети - это вечная проблема школы? Педагоги - учёные основную причину слабой организованности внимания младших школьников видят, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться.

Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое отставание по основным предметам: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при хорошей успеваемости по остальным предметам курса. Способности этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие совершается медленнее, чем это могло бы быть [20,52].

Под трудностями учебной деятельности младшего школьника понимается: невнимательность и рассеянность; неусидчивость; трудности в пересказе текста и др

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание – возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные, существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности. Оно связано с формированием у ребёнка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребёнка.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность является факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. «Сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию тренировки объём внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие» [7,21].

Если во время и в нужной мере не развивать внимание, ребёнок может стать гиперактивным, т.е. проявится синдромом дефицита внимания.

Детей с нарушением такого типа невозможно не заметить, одной из специфических его черт является:

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Возрастные особенности воли
Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для него факта, что после определенных действи ...

Психологические особенности деятельности и судебной речи прокурора и адвоката
Искусство судебной речи – это искусство убеждения посредством целенаправленной систематизации фактов, убедительной их оценки. Немаловажную роль играет при этом мастерство судебной речи, связанное с мастерством логического анализа и образн ...

Концепция Л.С. Выготского о высших и низших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчестве
Одной из основ теории Л.С. Выготского является тезис о социальном происхождении психических функций человека. Выдвигая этот тезис, Л.С. Выготский был вынужден примирить его с неоспоримым фактом существования психических функций у новорожд ...