В зависимости от условий деятельности.
Лабораторный эксперимент
проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом практически всегда применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяют инструкциями.
Достоинства этого эксперимента:
1. высокая точность результатов.
2. создаются оптимальные условия для психологических исследований.
3. осуществляется полный контроль за всеми переменными.
4. возможны повторные исследования в аналогичных условиях.
Недостатки эксперимента:
1. условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным;
2. испытуемые знают, что они являются объектами исследований.
Многие значимые достижения психологической науки стали следствием использования лабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные результаты поддаются правомерному переносу в окружающую действительность
Естественный эксперимент
проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании нескольких из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.
Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическими.
Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый А.Ф.Лазурский.
По степени разработанности программы.
Поисковые
, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.
Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между НП и ЗП, или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной.
Уточняющие,
целью которых является уточнение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона.
Критические,
организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами.
Воспроизводящие,
предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов.
По характеру действия исследователя.
Констатирующий эксперимент
предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровень развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и следствий.
Формирующий эксперимент
предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.
КГ |
R |
Т1 |
------- |
Т2 |
ЭГ |
R |
Т3 |
ЭВ |
Т4 |
Констатирующий Контрольный
эксперимент Формирующий эксперимент
эксперимент
Три признака истинного экспериментального плана.
1. Применение каких-либо стратегий создания эквивалентных контрольной и экспериментальной групп .
2. Наличие экспериментальной и контрольной групп испытуемых.
3. Завершение эксперимента тестированием контрольной и экспериментальной групп.
Эквивалентность контрольной и экспериментальной групп достигается специальными методами:
1. рандомизация (случайный отбор), представителям популяции присваиваются индивидуальные номера, и выборка формируется при помощи таблиц случайных чисел.
2. стратометрический отбор (от греч. «слой»), популяции рассматриваются как объединение страт – групп людей, сходных по полу, возрасту, социальному положению и т.д. В выборку испытуемых включают таким образом, чтобы в ней оказались пропорционально представлены лица из каждой страты.
Другое по теме:
Влияние различных факторов на сплоченность коллектива в ситуации риска
Влияние риска на сплоченность коллектива зависит от многих факторов. Среди них можно выделить как субъективные, так и объективные. К субъективным, прежде всего, относятся психологические факторы, которые уже были рассмотрены ранее, и пред ...
Особенности деятельности
Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность и удовлетворяющий свои потребности. При всем мн ...
Умственная деятельность и ее характеристика.
Понятие «интеллект» (от лат. Intellectus - разумение, понимание, постижение) не имеет однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности пользоваться мыслительными операциями является одной из ...