Основные цели, задачи и управление воспитательным процессом

Материалы » Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в средней школе » Основные цели, задачи и управление воспитательным процессом

Страница 2

Принцип личностного подхода.

Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.

Принцип социальной адекватности.

Осознание социальной защиты и поддержки взрослых, готовность к социальной самозащите.

Принцип учета возрастных и особенностей обучающихся

Принцип сотворчества.

Сотрудничество педагогов и обучающихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.

Принцип дифференциации.

Отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.

Принцип культуросообразности.

Формирование личности школьника на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории.

Принцип успешности.

Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.

Учитывая основные тенденции в развитии современного российского общества, можно выделить две группы проблем в сфере воспитания подрастающего поколения:

1. Правовой вакуум, юридическая неразрешенность многих важных вопросов детства.

2. Организационный хаос на всех этапах управления в вопросах психолого-педагогической работы с детьми.

Мы остановимся на второй группе. Под управлением обычно понимается сознательное воздействие человека на объекты и процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную направленность деятельности и получить желаемые результаты. Управление чаще всего ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в процесс, организовать совместные действия людей, достичь согласованности, координации действий. Осуществлять управление целесообразно в условиях, когда социальные процессы являются достаточно сложными и включают значительную массу участников, действия которых требуют согласования. Несомненно, к числу таких процессов относится и процесс воспитания в школе.

Управление воспитанием это процесс, так как он основан на интеграции множества воспитательных воздействий. Педагогическому управлению как разновидности социального управления присуща определенная специфика. Заключается она, прежде всего, в особом значении в системе управления субъект-субъектных отношений. Это отражается в первую очередь на целеполагании, выводя на первый план цели, связанные с внутренними потребностями развития школьника. Кроме того, в процессе социального воспитания необходимо использовать психолого-педагогические методы управления, так как во главу угла ставится положение, согласно которому каждый человек есть самобытная личность, индивидуум, и с ним надо обращаться, опираясь на принцип гуманистических отношений. Только тогда, когда возникает взаимопонимание, вместо слепого подчинения, проявляется партнерство, пробуждается общий интерес к успеху дела, быстрее достигается желаемый результат.

Для больших достижений в области управления процессом воспитания необходимо выработать определенные воспитательные технологии. Под воспитательными технологиями мы понимаем систему научно обоснованных приемов и методик, устанавливающих отношения между воспитателями и воспитанниками, при которых в тесном контакте идет становление субъекта согласно общечеловеческим ценностям, а также помогающих достижению поставленной цели. Каждая воспитательная задача может быть разрешена с помощью адекватной технологии воспитания, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формы, воспитательного процесса и квалификации воспитателей.

Выделим этапы технологии управления воспитательным процессом в школе.

1-й этап. Сбор информации. Этот этап очень важен, так как без информации нельзя управлять воспитательным процессом. Результатом его является составление профиля индивидуальности учеников класса, дифференциация семей по факторам риска, определение уровня сформированности классного коллектива.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье
О важности межличностных отношений ребенка и «помогающего» взрослого говорила еще Анна Фрейд: «Что бы мы ни начинали делать вместе с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли его или подвергаем анализу, - мы дол ...

Определение сознания
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования. Уже в ранние 20-е года проблема сознания нач ...

Виды и формы памяти.
Существуют разные классификации видов человеческой памяти: 1. По участию воли в процессе запоминания; 2. По психической активности, которая преобладает в деятельности. 3. По продолжительности сохранения информации; 4. По сути предмета ...