Отклонения в психическом развитии подростка

Материалы » Психосексуальное развитие подростков » Отклонения в психическом развитии подростка

Страница 2

С кумирами семьи происходит примерно следующее. Кажется, что ничего плохого не может быть в том, что любящая мама несет своему ненаглядному «солнышку» пирожное в постель. Чрезмерное покровительство и стремление освободить малыша от любых, даже самых мизерных трудностей таит в себе весьма большие опасности. Ребенок не приучается совершать скучные и становящиеся от этого неприятными для него обязанности. А между тем все домашнее окружение продолжает им восхищаться, удивляться его якобы талантам и способностям (на самом деле, довольно сомнительным). Ребенок растет и развивается в ауре постоянно незаслуженных похвал, и его значимость преувеличивается на протяжении нескольких лет. В ребенке закрепилась странная черта характера. Он теперь стремится быть все время в центре внимания и намерен ловить лишь восхищенные взгляды. Подросток желает, чтобы говорили только о нем и смотрели только в его сторону. Он полон эгоцентризма и хочет, чтобы все доставалось без труда и каких-либо усилий с его стороны.

Родители в ситуации, где сочетаются безнадзорность с потворством, с одной стороны, растят ребенка без особого надзора, не интересуясь его жизнью и интересами, а с другой стороны, защищают его, если вдруг услышат от кого-либо жалобы на его хулиганское поведение. Мало того, если кто-то вдруг порицает их чадо, у них это вызывает праведный гнев. Родители всегда на его стороне, оправдывают его и стремятся перевалить вину с подростка на чужие плечи. Когда ребенок, находившийся до этого под защитой потворщиков-родителей, сталкивается затем, к примеру, в школе, с ситуациями, когда надо отвечать за свои поступки, у него вслед за истерической реакцией может появиться бурное и гневное противостояние обидчикам.

Теперь о подростке, эмоционально отвергнутом собственной семьей. Ребенок растет без эмоционального тепла. Он чувствует, что совсем не нужны родителям, ими тяготятся, часто несправедливо помыкают. «Меня никто не любит…» - появляется горькая мысль у малыша, а затем у подростка. Еще обиднее, когда тут же в семье у него на глазах упиваются жизнью более удачливые братья и сестры, которым родители как раз отдают свою долю тепла. Что делают подростки в таких ситуациях? То же самое, что сделал бы взрослый в таком случае, когда его не любят в семье. Они ищут тепла и эмоционального принятия на стороне, а именно – в дворовых, зачастую весьма сомнительных, компаниях.

Если малыш в семье часто болеет или у него какое-то хроническое заболевание, например, бронхиальная астма, то его недуг часто становится центром переживаний всей семьи. Внимание домочадцев сконцентрировано именно на этой проблеме. Ребенок со временем привыкает, что его болезнь или частые недомогания дают ему особые права в этом мире. Все люди без исключения должны идти ему навстречу, и все должны потворствовать его желаниям. При этом его обязательно должны ограждать от всех возможных неприятностей и даже от вполне посильных обязанностей. Ему всегда будут прощать проступки и грубость. Такое воспитание развивает в подростке эгоцентризм и завышенные притязания. А когда он сталкивается с реальной жизнью и с ее трудностями, то часто ничего другого не может, как изобразить истерическую реакцию с уходом в болезнь.

В семье с суровыми родителями подросток тоже получает неправильное воспитание. Ребенок совершил мелкий проступок, а у раскрытой настежь двери уже маячит грозная фигура отца с ремнем. Ребенка ждет суровая, жестокая расправа. На слабом и беззащитном ребенке родители порой, следуя каким-то, если вдуматься, «зэковским» или армейским правилам, просто-напросто срывают зло. В такой семье между всеми стоит толстая стена непонимания и недосказанности. Никто ни от кого не ждет ни помощи, ни участия. Естественно, такая семейная дисгармония отражается на поведении и на внутреннем мире подростка.

В семье типа «Лебедь, рак и щука» мама строго говорит: «Ну-ка садись, быстро делай уроки!» Отец из-за газеты добавляет: «Да пусть отдохнет, школу один раз пропустит – ничего страшного… Лучше завтра на рыбалку съездим…» Бабушка несет внуку в постель горячий кисель и намекает, что «…все учителя – полные идиоты и сплошные недоучки, зря ругают нашего ненаглядного. Какой же он хулиган? Вон какой краснощекий и хорошенький.»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития
Подростковый возраст - это тот период жизни, когда у человека формируются нормы и способы построения общения. И помогает этому общественно полезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-орга ...

Влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы
В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения знаний о самих группах. Характер межгруппового воздействия влияет на внутригрупповые процессы: предпринята се ...

Профессиональное обучение
Традиционно профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь». Изменение государственного устройства ...