Отклонения в психическом развитии подростка

Материалы » Психосексуальное развитие подростков » Отклонения в психическом развитии подростка

Страница 4

ФОБИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Этот невроз, так же как и неврастения, чаще начинается раньше, чем наступает подростковый период, еще в начальных классах школы. Потом он часто затихает и не проявляется совсем, а в подростковом периоде вновь дает о себе знать. Признаки фобического невроза примерно следующие. Прежде всего, это появившиеся в ребенке какие-то опасения и страхи. Это могут быть либо навязчивые действия, либо какие-то странные представления. Например, подросток вбил себе в голову, что на него все смотрят, и стал избегать людных мест. Он ходит по улице с низко опущенной головой или вдруг начинает дико, по-медвежьи косолапить толстыми ногами. Таким детям бывает страшно отвечать в классе у доски, они, как огня, боятся публичных выступлений. Ребенок с фобическим неврозом ни за что в жизни не обратится к незнакомому человеку. По причине страха, а не оттого, что не выучил, он порой отказывается устно отвечать урок. Такой ребенок панически боится покраснеть перед малознакомым человеком [19; 563].

Фобии могут носить и другой характер. Подросток вдруг начинает бояться острых и режущих предметов, или ужасно боится чем-нибудь заболеть. В фобии могут превращаться самые разные опасения. Знаете, что такое комплекс отличника? Это тоже что-то вроде фобии — страх не получить в школе наивысший балл. Ребенок боится столкнуться с бандитами и хулиганами, он страшится потерять что-либо важное или выйти по забывчивости на улицу в полном неглиже. Мир в его восприятии полон страхов. И хотя большинство фобий, которые были характерны для младенческого возраста, таких как страх темноты или боязнь животных, отходят на задний план, многие из них в подростковом периоде все же остаются [19; 564].

Причины фобического невроза. Фобии часто связаны с тревожной мнительностью. Подросткам очень важно, как их оценивают окружающие. Такие фобии получили название социальных. Возникновение фобии очень часто связано с конфликтом, который происходит от слишком высоких, невыполнимых требований к себе, невозможности осуществить их в реальной жизни. Невроз появляется оттого, что страдает чувство долга, задеваются ответственность или моральные установки [4;216].

Для фобического невроза характерно длительное течение, возможно временное улучшение и новое ухудшение состояния. Негативной динамике могут способствовать психические травмы. Но в более зрелом возрасте, как правило, наступает значительное и стойкое улучшение [19;567].

ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Истерический невроз проявляется жалобами на бессонницу, головные боли и сердцебиение. Ребенок говорит, что у него спазмы в животе, его тошнит, и ему совсем не хочется есть. Иногда подростка мучают как будто бы приступы удушья. У него появляются страхи по типу фобического невроза, а порой и депрессия. Иногда ребенок с истерическим неврозом говорит, что он потерял ощущение собственного «Я», что он нереально переживает настоящее, что он испытывает чувство отчужденности и думает сразу две мысли одновременно. Последние признаки напоминают шизофренические переживания. Все эти вещи могут быть почерпнуты подростками либо из книг, либо с чьих-то слов. Они как бы приписывают себе признаки чужого невроза и демонстрируют это с убежденностью. Не думайте, что ребенок водит вас за нос. Он не придумывает, это вовсе не намеренная симуляция. Это просто разновидность истерического невроза. Демонстративное предъявление жалоб характерно именно для детей с истерическим неврозом. Они стремятся произвести впечатление на других своей болезнью, выставить напоказ свои фобии, свои потери «Я» и «провалы в памяти». Они хотят, чтобы им было оказано большее внимание, так как они не совсем здоровы. Если должного внимания не оказывается, их жалобы усиливаются, а порой возникают и новые симптомы. У ребенка с истерическим неврозом можно заметить довольно быструю и легкую смену симптомов и жалоб в зависимости от ситуации [19; 571].

Причины истерического невроза. В душе ребенка возникает конфликт между очень высоким уровнем притязаний и совершенной невозможностью достигнуть желаемой цели. Вину за неудавшиеся намерения истерики перекладывают, как правило, на других, ни в чем не повинных людей, родных, близких и сверстников. Свои реальные возможности и способности подростки, страдающие истерическим неврозом, критически оценить не в силах [4; 217].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Проблема "Я" в психологии и философии
К концу подросткового возраста формируется устойчивая система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного "Я"). При этом она может и не совпадать с реальным "Я". В 11-12 лет ребенок хочет п ...

Психические основы и последствия токсикомании
Психическая зависимость проявляется болезненным стремлением (влечением) непрерывно или периодически принимать психоактивное токсикоманическое вещество, чтобы вызвать определенные ощущения или снять психический дискомфорт. Этим объясняется ...

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Если рассматривать адаптацию к ДОУ как некий критический для ребенка фактор, то необходимо отметить возможность проявлений стресса [5]. Анализ причин стресса, закономерностей его течения, различных его последствий дает возможность увидеть ...