История развития учения о психосоматике

Материалы » Психосоматическое здоровье » История развития учения о психосоматике

Страница 1

Появление термина «психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. (Хайнрот), а термин «соматопсихический» - к 1822 г. (Якоби), но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духовного) являются одними из древнейших в философии, психологии, медицине.

Зарождение психосоматической медицины связывают с работами Фрейда, указывая, что это направление начинается с истории болезни Анны О., в которой впервые было представлено возникновение физического симптома конверсии.

Хотя сам Фрейд никогда ни в одной из своих работ не использовал термина «психосоматическая медицина», в дальнейшем благодаря работам группы учеников и последователей Фрейда в Америке – 30-40–е гг. – и европейских исследователей – послевоенные годы – понятие психосоматической медицины получило широкое распространение, в частности, благодаря открытию центров психосоматической медицины и изданию социальных журналов.

Представления о связи между психическими процессами и соматическими нарушениями восходят к древним медицинским трактатам. Так, предполагалось, что неудовлетворенное желание женщины иметь ребенка приводит к движениям матки, которые связаны с болями в нижней части живота.

Эта картина болезни была названа истерией. И наоборот, ипохондрия считалась органическим заболеванием, имевшим место в подреберной области.

Заслуга французского врача Поля Брике заключалась в том, что он в середине прошлого века подчеркнул необходимость дескриптивного подхода к картинам болезни, включающего научное исследование, и выступил против разработки комплексных теорий на основе недостаточных наблюдений.

В Новое время учение о связи соматических заболеваний и психических процессов назвали психосоматикой. Спектр возможных причин возникновения психофизиологических расстройств весьма широк, начиная от органически – биологических до преимущественно психических.

Как утверждает Кельнер, и сегодня под психосоматическими расстройствами понимают прежде всего соматические заболевания, в этиологии которых, по крайне мере у части пациентов, существенную роль играют психологические процессы.

Эти «классические» психосоматические заболевания согласно новым классификационным критериям прежде всего диагностируются как органические болезни. Психологическим процессам придается существенное значение в возникновении и поддержании этих болезней.

С понятием «соматизация», как правило, связано представление о том, что перегрузки связанные с психосоциальными и эмоциональными проблемами, проявляются в первую очередь в виде соматических симптомов. Хотя пациент обычно акцентирует свое внимание лишь на нескольких симптомах, в анамнезе часто обнаруживаются другие многочисленные соматические нарушения.

Психосоматическое расстройство используется для обозначения любого расстройства с соматическими (телесными) проявлениями, которые имеют от части когнитивную и эмоциональную этиологию, т.е. в некоторой степени психологические.

Имеется несколько подходов к рассмотрению этих расстройств.

Согласно одному широко распространенному подходу, выделяется 3 категории расстройств:

1. те, которые связаны с общей структурой личности индивида (например, очень тревожные люди демонстрируют более высокую склонность к дыхательным расстройствам)

2. те, которые тесно связаны с образом жизни человека (у людей, деятельность которых связана с большими напряжениями и стрессами, чаще встречается гипертензия и желудочные расстройства)

3. те, которые проявляются прежде всего в виде чрезмерного реагирования на какие-то вещества и состояния (аллергии)

Одной из причин возникновения различных психосоматических заболеваний могут быть психические факторы. Важной группой таких факторов являются негативные эмоции.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты» [14]:а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представл ...

Сензитивный тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) учащихся этого типа, если они хорошо учатся, следует привлекать к оказанию помощи отстающим, что они делают с удовольствием, приобретая при этом авторитет среди одноклассников; б) в отдельных ситуациях п ...

Составные психологии успеха
Вера в себя Когда человек искренне во что-либо верит, то всю окружающую действительность он рассматривает под данным углом зрения. Мы, и только мы, классифицируем, редактируем и распределяем информацию вокруг себя. И если она не соответс ...