Заключение

Реабилитационная работа специалистов с детьми с отклонениями в развитии должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии.(3,с.105)

Существуют различные предположения об этиологии аутизма. Первый исследователь этой проблемы, Л. Каннер считал, что "эти дети появились на свет с врожденной неспособностью устанавливать нормальные, биологически обусловленные аффективные контакты с другими людьми"(1,с.646) Есть мнение о том, что это следствие отравления. "Нынче в аутизме винят все – от использованных батарей МРЗ проигрывателей до ртути из китайских электростанций, от ультразвукового исследования плода до обвития пуповиной, от диеты до вакцин"(цитата с одного интернет-сайта).

Вместе с тем весьма популярен психоаналитический взгляд на проблему аутизма. Ученик Фрейда Бруно Беттельхейм имел многочисленные успешные опыты излечения аутизма, и все эти случаи имели психогенную этиологию. Он писал: "Недавние исследования обнаружили всестороннее влияние эмоциональных установок матери на протекание родов и состояние новорожденного младенца. Длительный эмоциональный стресс в период беременности может иметь долговременные последствия для ребенка. Аутизм самым непосредственным образом связан со всем, что происходит с ребенком и вокруг него с момента рождения, нельзя сбрасывать со счетов вероятность того, что те или иные отклонения в развитии родителей могут стать одним из факторов, обуславливающим, в конечном счете, возникновение этого страшного заболевания"(1,с.657)

Таким образом мы сталкиваемся с одной из двух проблем: или Беттельхейм прав, и мама, с которой мы работаем, испытывала в детстве эмоциональную депривацию, и эта психологическая травма наложила отпечаток на всю ее жизнь. В этом случае она сможет адекватно общаться со своим ребенком только после серьезного психотерапевтического лечения, которое вне нашей компетенции и возможностей. Или же она, почитав литературу по этому вопросу начинает испытывать огромное чувство вины, что тоже не способствует гармонизации семейных отношений. Эти две проблемы могут сочетаться.

Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители больного ребенка, формирует определенные особенности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Такое эмоциональное состояние в сочетании с беспокойством, неуверенность в себе неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Основную психотерапевтическую работу проводит психотерапевт, однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим психотерапевтическим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые часто являются наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т. е. специалисты, реально помогающие больному ребенку. Их конкретная помощь ребенку вызывает у родителей наибольшее доверие и желание следовать их советам. Поэтому эти специалисты должны быть обязательно ориентированы в проведении психотерапевтической работы.(3,с.107)

Только развитая сеть социальной помощи может обеспечить нормальную психологическую обстановку в каждой семье, имеющей ребенка с отклонениями. В частности, это может обеспечиваться и самими родителями при объединении их в ассоциации. Особенно благоприятный психотерапевтический эффект оказывают ассоциации, организованные религиозными деятелями. При этом религиозность родителей не является обязательным атрибутом.(2,с.112)

Обмен опытом, контакты с людьми, имеющими аналогичные проблемы, и их моральная поддержка позволяют матери избавиться от чувства одиночества, безысходности и незащищенности. Семейная ситуация перестает восприниматься только в черном свете, родители начинают видеть и положительные стороны своей жизни. Это снижает остроту психологического отвержения больного ребенка и прозволяет матери ощутить радости материнства. Мать начинает понимать, что больной ребенок является не столько обузой, сколько источником, способствующим ее духовному расцвету. Ежедневное общение с ним коренным образом меняет ее мировоззрение. Она становится гуманнее и мудрее, осознавая, что все люди имеют право на существование и любовь независимо от того, похожи они или непохожи на других, учатся они, или нет. Такое "прозрение" матери является благом для обоих – матери и ее ребенка – и играет решающую роль в гармонизации семейных отношений.(2,с.113)

Другое по теме:

Выявление депрессии
У К. была выявлена депрессия. Её признаки и проявления были подвергнуты психологическому исследованию для проявления тенденций дальнейшего развития данного психологического явления и возможных вариантов лечения. По внешним признакам депр ...

Психологические характеристики этнических групп
В психологии этнических общностей различаются две стороны: 1. Наиболее устойчивая часть – психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, 2. Эмоциональная сфера, куда вк ...

Взаимосвязь между психологическими и биологическими подходами
Бихевиоризм, когнитивный подход, психоанализ и феноменология — все эти подходы находятся на одном уровне: они основаны на чисто психологических законах и понятиях («подкрепление», «восприятие», «бессознательное», «самоактуализация»). Хотя ...