Развитие речи и мышления в раннем школьном возрасте

Материалы » Развитие мышления у детей » Развитие речи и мышления в раннем школьном возрасте

Страница 1

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Словарный запас увеличивается до 7 тыс. слов. Ребенок в этом возрасте проявляет собственную активную позицию к языку. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи в тот период.

Речевая деятельность детей особенно бурно развивается в период их обучения в школе. Самым существенным изменением в речевом развитии ребенка-школьника является знакомство его со словом, с речью как объектом познания. С раннего детства речь была средством общения ребенка с окружающими. В школе дети изучают речь как предмет. Первокласснику сначала трудно расщепить слово и предмет, который им обозначен. Поэтому первоклассник долго не может понять, что слово «малина» еще не ягода малина. Слово – лишь название известной ему вкусной темно-красной ягоды.

Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т.е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный или восклицательный знак. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности.

В основе овладения чтением лежит механизм интериоризации, осуществляемый через несколько форм речевого поведения: вначале это развернутый шепот (отчетливое и полное проговаривание с уменьшением громкости), на следующем этапе – редуцированный шепот (проговаривание отдельных слогов при торможении остальных, активность артикуляционных органов снижения), следующим шагом является беззвучное шевеление губ (проговаривание по инерции, без участия голоса), затем – невокализованное вздрагивание губ в начале чтения, сформированный навык в начале чтения, сформированный навык характеризуется чтением глазами.

Трудности в овладении чтением могут возникать из-за недоразвития фонематического слуха, а также при уже сформированном навыке побуквенного чтения. Что касается фонематического слуха, то его можно развить с помощью специальных упражнений. В начале обучения дети испытывают затруднения в понимании читаемого, т.к. их внимание занято «техникой» чтения, к тому же нет еще полного владения приемами выразительности – «не помогает» интонация. Достаточно полное понимание прочитанного приходит к концу младшего школьного возраста. Понимающему чтению в значительной степени способствует чтение взрослыми вслух.

Огромную роль в развитии речи школьника играет овладение письмом.

Развитию фонематического слуха способствует письменная речь, при которой соотносятся слышимые звуки и написанные буквы, а также развивается грамматический строй речи – ребенок учится работать со словом-понятием, не связывая его с предметом. Письменная речь младших школьников беднее устной, но уже к третьему классу это положение может быть исправлено.

Написание буквенного и числового знака требует освоения координированных, очень точных и тонких движений пальцев. Такой навык вырабатывается особенно быстро у тех детей, рука которых подготовлена к письму специальными занятиями в детском саду: штриховкой, рисованием, вышиванием, вырезанием. Но если двигательные навыки образуются довольно быстро, то овладение умением писать представляет для детей большую сложность. Первоклассник к концу года умеет под диктовку написать несколько слов, составить и записать несколько простых предложений. Оканчивая начальную школу, большинство учащихся умеет самостоятельно и правильно построить предложение, придать ему вопросительную или утвердительную форму. Событие, изложенное в прошедшем времени, ребенок может передать в настоящем времени. Дети могут менять лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Состояние влюбленности и ее отличие от любви
Любовь путают с влюбленностью, между тем, в отличие от любви, влюбленность представляет собой состояние острой эмоциональной не­устойчивости, непрерывных колебаний между чувством взаимности, вызывающим эйфорию и блаженство, и мучительной ...

Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Ряд авт ...

Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психологов
В Советском Союзе и в современной России проблема развития личности подростка и его социализации широко изучается многими психологами и педагогами. В советский период развития психологии основными ориентирами, определявшими методологичес ...