Понятие об адаптации человека

Материалы » Психофизиологическая адаптация человека » Понятие об адаптации человека

Страница 2

Второе направление исследований адаптации представлено в основном работами физиологов и гигиенистов, которые изучают реакцию отдельного организма (систем организма) на рабочую нагрузку, либо на неблагоприятные условия деятельности (шум, гипоксия и др.) Адаптация в этих работах понимается как процесс перестройки разных функций организма, направленный на поддержание внутреннего гомеостаза. Преимуществом этого подхода является попытка исследования процесса адаптации с помощью объективных методов (электрофизиологические, биохимические и др.) Несомненным прогрессом можно считать описание стадий адаптации к усложненным условиям деятельности и описание физиологических механизмов, лежащих в основе этих стадий. Однако при анализе стрессогенных ситуаций, которые отличаются комплексным воздействием на человека (а именно это происходит в большинстве случаев в реальной жизни) физиологически ориентированные модели показывают свою ограниченность. Не смотря на попытки включения в эти модели психологических компонентов, оперирование понятиями когнитивных процессов личности, мотивации, воли и др., психологические механизмы адаптации практически не анализируются. Субъект труда, представляется как совокупность функций (порой очень сложных), отвечающих за выполнение данной деятельности, динамика изменения которых при этом остается полностью детерминированной внешними воздействиями. При этом недооценивается активность самого субъекта по перестройке собственных систем регуляции (в том числе на уровне физиологических механизмов), которая составляет ключевое звено процесса адаптации и во многом определяет ее эффективность.

Комплексное изучение психических и функциональных состояний, которое относится к третьему направлению исследований адаптации, в значительной степени восполнило недостаток психологического анализа обсуждаемого феномена. Авторы, опирающиеся в своих исследованиях на традиции психологии труда, стремятся выдвинуть на первый план активность субъекта труда и исходят из вторичности физиологических изменений ФС по отношению к мотивам и целям в процессе адаптации. Последнее отражается в методическом инструментарии исследований, когда объективные электрофизиологические показатели (частота пульса, дыхание, ЭЭГ и др.) дополняются данными субъективной оценки, а так же анализом ряда личностных характеристик и их связи с продуктивностью деятельности. Однако, наряду с определенными успехами возникли трудности в интерпретации взаимосвязей разнообразных показателей.

Начиная с работ Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамических образований, как соотношение между неравновесными системами. Таким образом, в основе представления об адаптации лежит системный подход, который предполагает рассмотрение «субсистем» и «метасистем» несоответствий, которые существуют изолированно друг от друга. Противоречия, созревающие внутри системы, являются своеобразным ответом на давление «извне», и, наоборот, внутренние противоречия инициируют перестройку внешних связей системы, выводящую ее на новое место в контексте более широкой системы и тем самым, на новый виток развития. Так, если мы говорим об адаптации к деятельности в особых условиях, то основным противоречием может являться, например, как несоответствие требований деятельности возможностям и состоянию субъекта, так и несоответствие деятельности субъекта требованиям социума. Структура и динамика адаптации при разрушении первого, либо второго противоречия будет, очевидно, различной.

Отсюда вытекает необходимость изучения адаптации как «открытой» системы, для которой характерно состояние подвижного равновесия, сохраняющее постоянство структур лишь в процессе непрерывного обмена и движения всех компонентов системы: в отличие от состояния равновесия закрытых системах, полностью детерминированного начальными условиями, открытая система может достигать состояния, которое не зависит от ее исходных условий и определяется исключительно параметрами самой системы. Уравновешивание за счет приобретения новых системных качеств является, т. о., основным результатом адаптации.

Предполагается, что в нормальных условиях деятельности система, вследствие большого объема ресурсов, которыми располагает субъект, обладает большой «степенью свободы». Регулятивные воздействия в пределах каждого из структурных компонентов системы достаточны для эффективного выполнения деятельности и обеспечивают оптимальное психическое состояние человека. Связи между компонентами многообразны и относительно слабы, что обеспечивает смену способов регуляции и их высокую вариативность. Преодоление возмущающих воздействий может происходить автоматически, без участия сознания и выражаться, например, в физиологических реакциях, спонтанном изменении поведения и др.

В стрессогенных условиях связи между структурными компонентами, обеспечивающими регуляцию, становятся более жесткими, диапазон регуляции сужается. Деятельность субъекта почти полностью определяется прошлым опытом и типичным для него способом реагирования на данный класс ситуаций. Есть основания полагать, что для этой стадии характерны стереотипизация и, одновременно, регрессия поведения, эмоций и мысленных процессов. Процесс регуляции также как и в нормальных условиях, протекают преимущественно автоматически, однако, при осознании субъектом стрессогенной ситуации как фактора, влияющего на деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Изменения психики, которые считаются нормой
Не будет преувеличением сказать, что сразу после своего рождения здоровый ребенок в абсолютном большинстве случаев (имеется в виду, что оба родителя придерживаются традиционной полоролевой ориентации и сами воспитывают ребенка, а не прибе ...

Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психологов
В Советском Союзе и в современной России проблема развития личности подростка и его социализации широко изучается многими психологами и педагогами. В советский период развития психологии основными ориентирами, определявшими методологичес ...

Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности
Личность преступника - совокупность психологических свойств, характерных для лиц, совершающих преступления. Изучение личности налогового преступника включает в себя исследование психологических механизмов противоправного поведения, мотива ...