Механизмы нарушения процесса саморегуляции

Материалы » Работа с неврозами в гештальт-терапии » Механизмы нарушения процесса саморегуляции

Страница 2

Резюмируя мысли о механизмах нарушения процесса саморегуляции, Перлз приводит краткие характеристики поведения людей:

- "интроектор" делает то, что от него ждут другие;

- "проектор" делает по отношению к другим то, в совершении чего по отношению к самому себе он их обвиняет;

- при дефлексии человек не знает, что, кто и кому делает;

- "ретрофлектор" делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим".

Было бы неверным говорить, что какое-либо конкретное невротическое поведение может быть примером только одного из вышеописанных механизмов. Обычно у человека, страдающего неврозом, наблюдается более одного, а то и все механизмы.

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной. Такими фрагментами чаще выступают противоречия: мужское—женское, активное—пассивное, зависимость—отчужденность, рациональность—эмоциональность, эгоистичность—бескорыстие.

Основная цель геештальт – терапии состоит в интеграции фрагментированных частей личности, ликвидации противоречий.

Перлс, занимаясь консультированием в течение многих лет, сделал вывод, что невроз имеет структуру, т.е. уровни.

Структура невроза по Перлзу является пятиуровневой.

Первый уровень - клише

или, как его еще называют «уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей» заключается в реагировании на других стереотипными и неподлинными путями. Это уровень, на котором люди играют в игры и теряют себя в ролях, пытается жить в фантазии, созданной нами или другими. Здесь люди активно манипулируют друг другом, прибегая к фиктивным ролям и играм, но получают при этом обратные результаты (например, широко распространены роли хулигана, очень важной персоны, плаксивого ребенка, миленькой девочки, хорошего мальчика).

Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я», поступает согласно ожиданиям окружающих. В результате собственные цели и потребности оказываются неудовлетворенными. Человек в этом случае испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень - фобический

, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций.

На этом уровне люди пытаются избежать эмоциональной боли, которая ассоциирую тем, что человек видит аспекты самого себя, которые предпочел бы отрицать. Но когда человек представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество отвергнет его.

Третий уровень – тупик

(точка болезни) характеризуется фобической позицией, которая проявляется в уклонении и бегстве от подлинной жизни, потому что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.

Типичным поведением при этом является следующее: люди пытаются манипулировать окружающей средой, чтобы она видела, слышала, ощущала, думала и принимала решения за них. В тупике они часто ощущают нечто вроде смерти и чувствуют, что они - ничто.

Четвертый уровень – имплозия

. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. Такое состояние характеризуется страхом смерти или ощущением отсутствия жизни.

Ф. Перлз считает, что необходимо пройти через этот имплозивный уровень, чтобы обрести собственное Я. Только вступая в контакт с этим уровнем, и неподлинными проявлениями, человек обнаруживает защитные механизмы и начинает контактировать с собственным "Я". Перлз утверждал, что снятие имплозивного уровня создает взрывное состояние.

Пятый уровень - эксплозия (взрыв)

— это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм:

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Основные разделы психологии
Около половины специалистов, имеющих дипломы и ученые степени по психологии, работают в колледжах и университетах. Помимо преподавания они, как правило, посвящают значительную часть своего времени исследованиям и консультированию. Часть п ...

Взаимодействие человека и информационной среды
Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин неадекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вво ...

Анализ, диагностика и коррекция причин эмоционально-личностной дезадаптации учащихся
Из детской психологии известно, что любое нормальное развитие ребенка не обходится без определенных кризисов [3]. В период кризисов ребенок переживает состояние повышенного психического напряжения, так как новая социальная ситуация развит ...