Механизмы нарушения процесса саморегуляции

Материалы » Работа с неврозами в гештальт-терапии » Механизмы нарушения процесса саморегуляции

Страница 1

Больным неврозом является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми — прежде всего близкими — и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Гештальтисты различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции, которые представляют собой "изматывающие, хронические, ежедневные вмешательства в процессы роста и самопризнания": интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция [2].

1. Интроекция.

При интроекции чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей усваиваются человеком, не ассимилируются с его личностью, т.е. являются чуждыми для личности.

Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения.

Два основных результата интроекции следующие:

- во-первых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы должны все время бороться с чуждыми им комплексами;

- во-вторых, интроекты могут быть несовместимыми друг с другом; в этом случае они способствуют распаду личности.

2. Проекция

является оборотной стороной интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами.

Проекция характеризуется тенденцией рассматривать как элемент окружающего мира то, что фактически является частью «Я». Проекция может иметь место на двух уровнях:

- на уровне, связанном с внешней окружающей средой;

- на уровне, связанном с «Я».

При проецировании люди переносят на других те личные черты, которые им не нравятся и которые они не считают ценными, при этом они не признают и не рассматривают данные тенденции в них самих. Проекции связаны с интроектами, так как люди обычно обесценивают себя, соотнося с интроецированными "Я-стандартами", чьи неприемлемые производные затем проецируются на окружающую среду.

При слиянии проекции и интроекции человек недостаточно четко разграничивает свое «Я» и окружающий мир или вообще не ощущает никакой границы между «Я» и окружающей средой. Такие люди не способны устанавливать с окружающими хороший контакт, в тем более отступать там, где это уместно, они требуют от других сходства и отказываются терпимо относиться к существующим различиям. Примером могут служить родители, которые отказываются рассматривать своих детей как личностей, отличных от них самих.

3. Ретрофлексия

— «поворот на себя» — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для внешней среды, направляется на самого себя. Примером могут служить агрессивные чувства, которые трансфрмируются в мышечные зажимы, аутоагрессию. Когда люди "ретрофлексируют", они "переадресовывают" свою активность внутрь и заменяют собой окружающую среду, таким образом делая себя собственной мишенью.

Ретрофлексия является патологической лишь в том случае, если она является хронической, привычной и неконтролируемой.

4. Дефлексия

— это уклонение от реального контакта. При дефлексии человек избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п.

5. Конфлуенция

, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих [2].

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ деятельности учреждения
Работу социального педагога с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии. Сегодня к жизни в Майкопской воспита­тельной колонии приспосабливаются 33 под­ростка из Северной Осетии, К ...

Личностные особенности сотрудников правопорядка и психологические факторы, детерминирующие развитие их профессиональной деструкции
Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1 ...

Возможности преодоления конфликтных ситуаций учителем в ходе педагогического общения
Мы утверждаем, что способ сотрудничества малоэффективен, когда сталкиваются ценности педагога и учащегося, их верования, предпочтения, личные вкусы, жизненный стиль, идеи, наконец. Чаще всего такие конфликты происходят по поводу: ■ ...