Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением

Материалы » Работа социального работника с детьми с противоправным поведением » Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с противоправным поведением

Страница 3

Другие точки зрения высказывались еще в 70-е годы Букиным В.Р.,который например, указывает, что неформальные малые группы в современных условиях становятся организующими и регулирующими факторами общественных психологических процессов. (5, 10) По мнению известного американского социолога Теодора Миллза, изучение и познание социальной микроструктуры малых групп представляет собой важнейший «источник путей умозаключений о социальных системах вообще». (3, 82). С такой трактовкой роли микросоциальных образований нельзя согласиться, поскольку малые, группы в данном случае рассматриваются изолированно, в отрыве от микроструктуры общества, что приводит к субъективному неоправданно преувеличенному значению психологических факторов межличностного общения. Не следует забывать, что указанные группы как таковые не создают социальных норм и не определяют характер общественных отношений.

Изучение структуры групп и характера внутригрупповых связей показало что подавляющее большинство их возникло на почве стремления подростков и юношей ко взаимному общению по месту проживания в целях совместного проведения досуга, особенно в вечернее время. Состав этих групп и социальные связи между участниками вначале не отличались устойчивостью: подростки без определенных занятий группировались со школьниками, учениками профтехучилищ с молодыми рабочими для развлекательного времяпрепровождения. В дальнейшем под влиянием наиболее активных и старших по возрасту участников, взявших на себя роль лидеров и отличавшихся более устойчивой антиобщественной направленностью, указанные смешанные группы, не объединенные общностью школьных, производственных или иных интересов, меняли свою направленность и превращались в преступные сообщества.

1.2.Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественности не дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность?

Как решать те проблемы, которые стоят пе­ред нашей страной, нашим городом или посел­ком, перед каждым из нас?

Так нельзя следовать правилам, которых не знаешь. Прежде чем спросить с подростка, нужно ему объяснить. Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от не­простой работы — учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ в лучшем случае час в не­делю отвели курсу "Граждановедение", рек­ламные ролики и боевики не оставили на ТВ места для менее смелых передач. Стало неко­му объяснять разницу между "нельзя" и "можно", "хорошо" и "плохо". Однако что­бы жить в согласии с общественной моралью и не совершать противоправных действий, подростку необходимо знать различия между моралью и правом, преступлением и правона­рушением, знать, за что посмотрят с осужде­нием, за что оштрафуют, за что посадят за ре­шетку. Только процесс просвещения, объеди­няющий учителей и родителей, врачей и журналистов, суды, милицию, всех нас, вы­ходящий за рамки урока в студии, дворы, детские сады, сможет стать необходимьм ус­ловием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения правил, норм и за­конов нашего общества.

Поэтому на социального работника ложится ответственность в работе с детьми с противоправным поведением. Самое главное в его работе : не наказать, а предотвратить. Главное — направить силы и средства на упреждение преступности.

Накормить, одеть, обеспечить защиту жиз­ни и здоровья, создать условия для развития творческих способностей, обеспечить социаль­ные гарантии семье — вот на чем общество должно сосредоточить свои усилия. Заботясь же о наказании, строительстве новых коло­ний, расширении штатов инспекций по делам несовершеннолетних, мы отвлекаем внимание и финансы от профилактических мер. Жесто­кость всегда вызывает жестокость. Суровое наказание за небольшую провинность вызыва­ет следующее серьезное правонарушение, за­тем преступление. Эту цепочку надо прервать. Усиливая наказание, делая ставку на страх, мы вряд ли добьемся желаемых результатов.

Так знакомство с нормами морали и права, изучение граждановедческих дисциплин повышает умственный уро­вень подростка, что является одним из усло­вий формирования культуры человека.

Просвещение развивает духовность, стремле­ние к знанию. Статистика свидетельствует, что

среди правонарушителей все больше под­ростков, не обладающих этими качествами.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Влияние пессимистического / оптимистического стиля объяснения успехов и неудач на успешность в деятельности
Эта проблема неразрывно связана с проблематикой мотивации достижения, активно разрабатывающей в современной психологии. Что заставляет людей бороться и не сдаваться перед лицом неудач? Существует ряд психологических теорий, предметом изуч ...

Проблема психолого-педагогической адаптации как особенность возрастного периода младшего школьника
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов по ...

Методы работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением
Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, раз­работанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагоги­чес ...