- низкий – практически полное несоответствие желаемому и потребному
- средний
- высокий – совпадающее или максимально близкое к идеалу, состояние психологии группы.
Каждому из них свойственны особое содержание. Качество психологии коллектива и ее компонентов. Для высокого уровня социально-психологического развития групп характерны деловая активность и острая психологическая нацеленность на качественное решение главной задачи, ради которой создана существует она сама. Группа сплочена, в ней здоровые (в социальном плане и психологическом плане) взаимоотношения, традиции, нормы поведения, обычаи, отношения коллективизма (в поведении реализуется понимание членами группы совпадения личных целей и интересов с целями и интересами всей группы и большинства других ее членов, за рубежом это часто называют корпоративностью), долга и ответственности перед ними. Солидарности, взаимной благожелательной требовательности, сотрудничества, уважения, товарищества, поддержки, помощи. Чувство чести группы, соблюдение чести, доброго имени, авторитета в психологии такой группы – не фикции, действенные регуляторы поведения ее членов.
В группе низкого уровня социально-психологического развития наблюдаются разобщенность, конфликты , раздоры, склоки, факты нарушения дисциплины, моральных и даже правовых нормы. Работа не спорится. Слабо развиты чувства групповой и личной ответственности, чувство чести группы в ее психологии отсутствует.
Среднему уровню социально-психологического развития группы свойственны промежуточные между высшим и низшим уровнями характеристики, смешанные явления, присущие первому и второму.
Группу людей, занимающуюся общественно и лично значимой деятельностью, отличающуюся высоким уровнем социально-психологического развития, благоприятной для решаемых задач и ее членов социально-психологической атмосферой, принято называть трудовым коллективом. В психологии коллектива реализуются все потенциальные возможности, заложенные в психологии любой группы, для успешной жизни. Деятельности и личного роста человека. Нахождение человека в коллективе – это нахождение в максимально благоприятной для него социально-психологической микросреде. Поэтому вся работа с группой должна быть ориентирована на психологическое превращение ее в коллектив.
Социально-психологическийклимат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.
В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.
Важное место среди социально-психологических стимулов отводится социально-психологическому климату в трудовом коллективе. Он воздействует на работника посредством установившихся в коллективе норм отношений между людьми. В коллективе, где преобладают отношения творческого сотрудничества и взаимопомощи, уважения друг к другу, работник испытывает удовлетворение в процессе труда и от его результатов, радость при встрече с коллегами, удовольствие от совместного труда. Там, где царят равнодушие, излишний формализм в работе и в отношениях, работник может терять интерес к коллективу, а нередко и к работе, его трудовая активность снижается.
Другое по теме:
Специфика архаического сознания
Как мы могли заметить, в первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится анимизм(лат. "душа") — одушевление природы. Не выделяя себя из ...
Психология малой группы
Группы различаются не только по масштабу, но и по другим признакам:
- по реальности существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплощади, группа выплачива ...
Психологические особенности работающих и неработающих женщин
К.Хорни [5] считает, что, что последствия гендерной социализации порождают проблемы социализации женщин. Среди них боязнь неудачи, боязнь утратить женственность, боязнь общественного отвержения, недостаток уверенности в себе, недостаток н ...