Методы диагностики внимания у детей с ЗПР

Страница 2

· приоритетности коррекции причинного типа;

· деятельностный принцип коррекции;

· учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

· комплексности методов психологического воздействия;

· активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;

· опоры на разные уровни организации психических процессов;

· программированного обучения;

· возрастания сложности;

· учета объема и степени разнообразия материала;

· учета эмоциональной окрашенности материала.

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.

Другими словами, каждое качество ребенка находится на различных уровнях развития в отношении разных его аспектов

· на уровне благополучия, что соответствует норме развития;

· на уровне риска, что означает угрозу возникновения потенциальных трудностей развития;

· на уровне актуальных трудностей развития, что объективно выражается в различного рода отклонениях от нормативного хода развития.

В этом факте проявляется закон неравномерности развития. Поэтому отставание и отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии логического операционального интеллекта.

При определении целей и задач коррекционно-развивающей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного рода отклонения в развитии. С другой стороны, взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон посредством механизма компенсации. Любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

· коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

· профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

· развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающей работы.

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи.

Принцип реализуется в двух аспектах.

1. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Представления о системном характере взаимодействия структур мозга в обеспечении ощущений
Системный принцип деятельности мозга — это принцип изучения мозга как многоуровневой, иерархической организованной системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов — мозговых структур. Понимание физиологических основ психических процессо ...

Фрустрация как состояние и виды реакций на неё
Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель (реализовать м ...

Конфликты и межличностные отношения
Конфликт — это про­тиворечие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни (А. Г. Ковалев), Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическо ...