Общая характеристика Нового времени

Материалы » Развитие возрастной психологии в Новое время » Общая характеристика Нового времени

Страница 1

Наиболее важным феноменом обусловившим переход к эпохе Нового времени стала реформация. Мартин Лютер – идейный вождь реформации в 1517 г. бросил вызов церкви, повесив на дверях собора таблицу с мыслями о том, что необходимо отвергнуть засилье веры. Это привело к появлению протестантизма.

В это время идет бурное развитие капитализма, мануфактурного производства, это способствовало развитию науки. Создаются научные центры, неконтролируемые церковью – научная Академия в Риме, Лондонское королевское общество, Королевская академия наук во Франции.

Для эпохи Нового Времени характерно господство материалистической точки зрения в решении вопроса гносеологической проблематики. Что характеризуетсятем, что:

- мир материален, т.е. существует объективно и независимо от сознания;

- материя – первична, а сознание это свойство материи;

- предметом познания является объективная реальность, которая познаваема.

Новое время это время расцвета механики, появления физики И. Ньютона. Отличительная черта этого периода заключается в том, что не наука определяла развитие производства, а наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно, в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. Вселенная, природа в целом рассматривается как гигантский механизм. Человеческое тело так же представлялось своеобразной машиной-автоматом, которая функционирует как и любой механизм по строгим законам физики. Этот принцип объяснения мироздания получил название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.

Появление новых подходов к построению науки и данное время, которые были связанны со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.

Если в Античности центральным был вопрос о том, что такое душа, из чего она состоит, то в эпоху Нового времени важным становится вопрос о том, как познавать душу, какие способы, методы использовать.

Психологи, занимающиеся данными вопросами, придерживались разных точек зрения. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению. Это привело к формированию 2-х направлений:

§ материализм

§ рационализм.

Материалисты рассматривают познания как единый процесс, выделяя в нем несколько ступеней – начинающийся ощущением и заканчивающийся мышлением.

Рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. 1-й заключается в переходе от восприятия (чувственного опыта) к логическому мышлению (т.е. познание от частного к общему). Но полностью постичь общие понятия, закономерности только при помощи чувственного опыта невозможно. Поэтому рационалисты выделили еще один этап познания - интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, осознавая всеобщие законы и свойства предметов.

Представители эмпиризма:

¬ Френсис Бекон

¬ Джон Локк

Представители рационализма:

© Рэне Декарт

© Бенедикт Спиноза

© Готфрид Вильгельм Лейбниц

В средневековье был Роджер Бэкон, который противопоставлял схоластические методы науке, боролся за объективность знания, считал, что основу всех наук должны составлять математика, опыт, эксперимент. Ему же принадлежит тезис: «Знание – сила».

Это английский психолог, философ. Бэкон принадлежал к знатному английскому роду. Свою политическую карьеру он начал при королеве Елизавете. В течение многих лет был членом парламента. Являясь адвокатом королевы, выступал как обвинитель против графа Эссекса, который был его покровителем и единственным другом. Исследователи творчества Бэкона рассматривают это предательство самым большим преступлением, чем последующие, за которые он был осужден. Часто в истории науки имя Бэкона приводят как пример несовпадения таланта и нравственности.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Определение памяти
Создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества. ...

Понятие личности в психологии
Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко понятиям «лицо» и «личина» (маска), т. е. относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним псих ...

Особенности социально-психологического типа личности подростка.
Конформный тип личности: 1. В сфере отношения к людям: а) учитель должен помнить, что учащиеся конформного социально-психологического типа любым путем 6удут завоевывать у него благожелательное отношение, из которого можно было бы извлеч ...