Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716)

Материалы » Развитие возрастной психологии в Новое время » Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716)

Страница 1

Отец известного немецкого философа и психолога был профессором философии в Лейпцигском университете. Научная атмосфера способствовала тому, что Лейбниц еще в школе был убежден, что посвятит свою жизнь науке. Он обладал энциклопедическими знаниями и написал работы во многих областях науки – в математике им открыто дифференциальное и интегральное исчисление, участвовал в мероприятиях по улучшению работы горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной системой, значительное место в его научных интересах занимали проблемы возрастной психологии. По просьбе Петра I он разрабатывал план создания Академии наук в Санкт-Петербурге и составлял проекты организации научных исследований в России. Многогранность интересов Лейбница связывала его с выдающимися учеными, общественными и политическими деятелями Европы, со многими из которых он был знаком лично. Переписка Лейбница насчитывает более 15 000 писем, адресованных примерно 1054 лицам.

Лейбниц дал свое объяснение мирозданию. Мир – это механизм, состоящий из неделимых и замкнутых в себе центров жизненных сил. Эти центры Лейбниц называл монадами. Любая монада неповторима. Следовательно, нет и двух одинаковых людей, поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Выделяет 4 вида монад:

û Чистые монады – им присуща активность, но отсутствует представление - вода

û монады-души – обладают смутными представлениями (результат восприятия достигает уровня памяти) – у растений и животных

û монады-духи – обладают ясным и отчетливым восприятием;

û Боги и ангелы – они свободны от телесной от телесной оболочки и олицетворяют ясность знаний.

Монады – это духовные сущности (а не материальные атомы), обладающие психической активностью и такими психическими качествами как способность воспринимать и самоопределяться.

Лейбниц считал, что психическая активность привносит в знания человека субъективность. Но эта субъективность не мешает человеку познавать мир, т.к. несмотря на то, что наши представления и отличаются друг от друга, но по своей сути они совпадают, отражая главные свойства окружающего мира. (Например, Раскрывая это положение, он приводил пример с восприятием площади в центре города, которую разные люди видят с разных точек зрения. Одни подходят к площади прямо, другие справа или слева, кто-то может обозревать эту площадь с высоты птичьего полета. В любом случае все люди увидят на ней одни и те же предметы, например фонтан, цветы, группу зданий и карету около одного из них. Разница будет только в величине и соотношении этих предметов.) Так и в обучении, если детям задавать основные характеристики изучаемых предметов, то, несмотря на субъективность восприятия, они придут к принципиальному соглашению о характере воспринимаемого. Например, под каким бы углом зрения ученик ни видел круг, он может его опознать как эллипс, но никогда не скажет, что это квадрат или треугольник.

Лейбниц был противником того, чтобы душу называть «чистой доской», на которую опыт наносит свои отпечатки. По его мнению, способность индивида к восприятию истин заложена в нем как предрасположенность, благодаря этому истины с помощью внешнего опыта могут быть извлечены из души.

Т.о. взгляды Лейбница стали важным пунктом в разработке проблем возрастной психологии.

Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 – 1677)

Родился в Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины, родители отдали его в религиозное училище, где будущий философ проявил выдающиеся способности. Помогал отцу в ведении торговых дел. После смерти отца он оставил торговлю и начал заниматься тем, что его действительно привлекало. Он обратился к изучению латыни, математики, естествознания, медицины и передовых философских учений. Наибольшее влияние в этот период оказали на него произведения Декарта.

Совет раввинов опасался влияния на молодежь взглядов Спинозы, который позволял себе критику иудейского учения и не соблюдал религиозных обрядов. Спинозу, подвергли его «малому отлучению», и даже пытались подкупить его. После неудавшейся попытки убийства Спинозы, руководство общиной прибегло к крайней мере в - 1656 г. он был проклят и изгнан из общины. После этого Спиноза некоторое время помогал своему учителю в преподавательской работе в латинской школе, а затем, покинул Амстердам, поселился в небольшой деревушке, где занимался наукой, зарабатывая средства к существованию шлифованием линз.

В 1669 г. Спиноза переселился в Гаагу, сближается с деятелями республиканской партии, прежде всего с ее лидером. Предполагается, что именно по его просьбе Спиноза написал «Богословско-политический трактат», опубликованное в 1670 г. без указания имени автора и подлинного места издания. В этом трактате Спиноза выступал в защиту свободы мысли и права критики библейских писаний. Его авторство вскоре раскрылось, что стало преградой для издания дальнейших произведений.

В 1673 г. Спинозе было предложено место профессора в Гейдельбергском университете, от которого ученый отказался, предпочтя привычное спокойствие.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Исследование конфликтов в русскоязычных и западных странах
По количеству публикаций психология занимает выраженное лидирующее положение среди отраслей конфликтологии. Более четверти публикаций по проблеме конфликта подготовлено психологами. При содержательном анализе психологической литературы а ...

Эмоциональный стресс
По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нерв ...

Психология постановления приговора
Постановление приговора – последняя, завершающая часть судебного разбирательства. В этой части судебного разбирательства и завершается познавательно-оценочная деятельность суда. Здесь учитывается весь комплекс явлений, имевших место непос ...