Типы темперамента, эмоционально-волевая сфера и их психологическая характеристика

Материалы » Развитие волевых черт характера у детей подросткового возраста с холеристическим типом темперамента » Типы темперамента, эмоционально-волевая сфера и их психологическая характеристика

Страница 1

История учения о характере показывает, что по вопросу о связи между характером и темпераментом существовали и до настоящего времени существуют различные мнения. Это объясняется в значительной степени тем, что сущность, как характера, так и темперамента понимается разными авторами различно.

До последнего времени была очень устойчива традиция гуморальных учений, которые в древности представлены Гиппократом и Галеном, говорившими о значении для темперамента различий в жизненных соках организма. Новые эндокринные теории вместо жизненных соков выдвинули гормоны, выделяемые железами внутренней секреции. Ряд авторов, выясняя биологическую основу темперамента, сделали акцент на строение кровеносных сосудов и особенностях сердечной деятельности. Так, Лесгафт, связывал темперамент с толщиной стенок сосудов и величиной просветов, а также с силой сердечной деятельности[12,394].

Для понимания психологии темперамента важно из всей этой полемики не только то, что к темпераменту как типу высшей нервной деятельности И.П. Павлов не относил черты характера, но и то, что тип выражается в природных особенностях деятельности не только коры, но и подкорки, которая всегда считалась Павловым и его учениками материальной основой инстинктов и того эмоционального фонда, который по словам Павлова, дает импульс к деятельности[1,480].

Поэтому, стремясь описать темперамент, который «просвечивается» через многочисленные сложные связи, выработанные в жизненном опыте, психология выделяет эмоциональную возбудимость, основанную на соотношении коры и подкорки, и темп протекания психических процессов, поскольку темперамент зависит от силы, уравновешенности процессов возбуждения и торможения и те самым в какой-то мере связан с эмоциональной возбудимостью. И.В. Страхов выдвигает в качестве основных черт темперамента силу эмоционального возбуждения в ее субъективном и внешнем выражении, легкость эмоциональной возбудимости. Динамическую характеристику психической деятельности. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев склоны отождествлять темперамент с типом нервной деятельности, возражая против связи темперамента в первую очередь с эмоциональной возбудимостью. А.Г. Ковалев, исходя из описания четырех типов темперамента, делает такой вывод: «…Темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности его поведения». В свете новых исследований свойств нервной системы, а также роли подкорковых узлов в типологии высшей нервной деятельности не следует переоценивать Павловские характеристики типов и тем более сводить к ним психологические описания темпераментов. Заслуга А.Г. Ковалева состоит в раскрытии значения темперамента для характера, в предупреждении такого противопостановления этих компонентов личности, при котором они являются антагонистами. Не следует только расширительно понимать темперамент, относя к нему такие черты характера, как уравновешенность и легкость контакта с окружающими, хотя, несомненно, темперамент влияет на форму проявлений этих черт[10,411].

В зарубежной психологической литературе довольно часто относят к темпераменту черты характера. Так, Гилфорд считает чертами или свойствами темперамента властность, скромность, общительность – замкнутость, общественную инициативность, пассивность, дружелюбие – враждебность. Такое смешивание характера с темпераментом у Гилфорда находит свое объяснение в том, что этот психолог довольно произвольно определяет свойства темперамента как выражающие способ действия человека.

Под темпераментом понимают ту основанную на свойствах высшей нервной деятельности сторону личности, которая наиболее посредственным образом выражается в эмоциональной возбудимости и связанной с состоянием процессов возбуждения и торможения динамике психических процессов и поведения человека[12,399].

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Особенности образа профессии у студентов
Вопросы, связанные с выбором профессии, с профессиональным самоопределением и становлением, самореализацией личности приобрели в настоящее время особую значимость, так как сегодня общество выдвигает новые требования к человеку — способнос ...

Понятие успеха
Прежде чем говорить о психологии успеха, необходимо определиться с самим понятием. Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Не обязательно читать столь популярные сегодня книги на тему «Как достичь успеха…» или заглядывать в толковый слов ...

Развитие речи и мышления в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а так же предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается ...