Общая характеристика ощущений

Страница 2

Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – это черный, белый и промежуточные между ними оттенки серого цвета. К хроматическим цветам относятся все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Доказательством того, что смешение всех цветов радуги вызывает ощущение белого цвета, может служить следующий опыт. Если окрасить секторы круга в семь цветов радуги и быстро его вращать, то все цвета сольются друг с другом и мы увидим белый круг.

В центральной части сетчатки от световых волн возбуждаются особые нервные клетки, так называемые колбочки. Благодаря им мы ощущаем цвета спектра. Для отражения белого, черного и серого цветов в глазу имеются нервные клетки, называемые палочками. Они расположены большей частью по краям сетчатки. Колбочки функционируют только при дневном свете, а палочки – в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными или серыми (а не разной окраски, как днем).

Есть люди, у которых ослаблен или вовсе не действует аппарат колбочек, вследствие чего они плохо различают или совсем не видят хроматические цвета. Такой недостаток зрения был впервые описан английским физиком Дальтоном, который сам страдал им, и это врожденное свойство назвали дальтонизмом.

Многие профессии (шофера, летчика, железнодорожного машиниста, регулировщика уличного движения и др.) требуют точного различения цветов. Поэтому у людей, поступающих на такие виды работы, врачи проверяют зрение.

Недостаток палочек в сетчатке, как и всякое нарушение их функций, затрудняет видение предметов в сумерки, а тем более в темноте. Такое нарушение зрения в быту принято называть «куриной слепотой» (куры, как и голуби, не видят в сумерках: у них в сетчатке глаза мало палочек; напротив, летучие мыши почти ничего не могут различить днем: в их зрительном аппарате недостает колбочек).

Зрительные ощущения имеют следующую особенность. После того как сильный раздражитель (например, свет) перестал действовать, ощущение не прекращается в тот же миг, а еще продолжается несколько мгновений. В этом легко убедиться, посмотрев на яркую электрическую лампочку, а затем переведя взгляд на стену. В первый момент мы увидим светлое пятно, которое быстро исчезнет. Получается это вследствие того, что возбуждение, возникшее в анализаторе, сохраняется некоторое время и гаснет не сразу. Зрительное ощущение, продолжающееся после прекращения раздражения, называется последовательным образом. Если фиксировать глазом в течение 10 секунд красный квадратик на белом листе бумаги, а затем перевести взгляд на другой белый лист, то на нем мы будем в течение нескольких мгновений видеть голубовато-зеленый квадратик. Объясняется это тем, что свет, идущий от белой бумаги, состоит из всех цветов спектра. В результате фиксации взглядом красного квадратика на сетчатке глаз на несколько мгновений потерял чувствительность к красному цвету. Смесь же остальных цветов спектра дает голубовато-зеленый цвет. Последовательный образ, возникший в первом опыте, называется положительным, а последовательный образ во втором примере – отрицательным.

Слуховые ощущения

. Они также имеют большое значение в жизни человека. Ведь благодаря им мы слышим речь, имеем возможность общаться с другими людьми.

Раздражителем, вызывающим слуховые ощущения, являются звуковые волны, т.е. колебания воздуха, идущие во все стороны от звучащего (быстро вибрирующего, дрожащего) тела. Эти звуковые волны действуют на слуховой анализатор, рецептором (приемником) которого является кортиев орган уха; в нем заложены чувствительные окончания слухового нерва. Внутри нашего уха находится мембрана (перепонка), состоящая приблизительно из 24 000 поперечных волокон. Дошедшая до уха звуковая волна возбуждает одно из таких волокон («струн») мембраны.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Эгоцентризм детского мышления
Жан Пиаже прожил большую плодотворную жизнь в науке – он интенсивно работал в течение 60 лет. Естественно, что его психологические взгляды менялись на протяжении этого времени, развивалась теория. В начале своей научной деятельности, в 20 ...

Только в любви человк становится человеком
«Любовь - это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает ...

Психическое обоснование необходимости развития образной памяти у детей младшего школьного возраста.
Обоснование применения приемов запоминания образной памяти на уроках будет проводиться через развитие произвольной психической регуляции у ребенка. У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности повышаются способности к произво ...