Интеллект и биологическая адаптация детей в норме и патологии

Материалы » Развитие интеллекта » Интеллект и биологическая адаптация детей в норме и патологии

Страница 2

Теоретическими и экспериментальными исследованиями было показано, что система, обеспечивающая адаптацию, как и любая другая функциональная система, представляет собой совокупность подсистем, соединенных жесткими связями.

Деятельность всей системы психологической адаптации обеспечивается синхронным функционированием разных отделов организма, соединенных сложными межфункциональными связями, формирование которых происходит в онтогенезе. Являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем, адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие.

Положительных эффект приспособления сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач. Важное значение в исследовании процесса адаптации придается анализу эмоциональных проявлений. Новые требования, подчас превосходящие возможности ребенка, изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию организма. Однако направленность только на эмоциональную сферу ребенка не обеспечивает надежного выявления критериев адаптации. Доминирующей функцией становится мышление. Учебная деятельность является ведущей, ее развитие обуславливает важнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

В первую очередь выделяется необходимость усвоения определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования -достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает для него самые большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Ребенок не испытывает состояние напряженности, и процесс адаптации проходит безболезненно в том случае, когда уровень развития интеллектуальных. Волевых и моральных качеств достаточно высок, что и обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность согласно предъявляемым требованиям.

К нарушению адаптации и развитию нервно-психических отклонений приводит недоразвитие таких компонентов личности, как мотивационно -потребностная сфера, интеллект, дисгармоничное формирование личностных черт. Имеющиеся недостатки в развитии интеллекта в наибольшей степени затрудняют процесс адаптации и, особенно, школьной. Чем более дисгармонично психическое развитие ребенка, тем сложнее происходит его приспособление к новым микросоциальным условиям.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Основные положения теории деятельности в концепциях А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, их сопоставление
Понятие «деятельность» фундаментальное понятие психологии. В самом общем смысле деятельность определяют как специфическую человеческую форму активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего ми ...

Общее представление о функциональном состоянии человека
Понятие «состояние» как общенаучная категория применительно к человеческому организму означает совокупность происходящих в нем процессов, а также степень развития и целостности структур организма. В настоящее время не существует какой-либ ...

Специфические особенности психики и поведения подростков
В глубокой древности подростковый период считался таким же качественным изменением состояния человека, как рождение, взросление, вступление в брак, смерть[11;3]. Подростковый возраст – период завершения детства, вырастания из него, перех ...