Гуманистическая психология

Материалы » Психология на рубеже ХІХ-ХХ вв. » Гуманистическая психология

Страница 1

В 60-е годы ХХ века возникло новое направление, получившее название «гуманистическая психология». Свою задачу его создатели видели в выходе за пределы дилеммы «бихевиоризм-психоанализ», открыть новый взгляд на природу психики человека.

Основные принципы гуманистической психологии:

подчеркивается роль сознательного опыта;

утверждается целостный характер природы человека;

акцент на свободе воли, творческой силе личности;

принимаются во внимание все факторы и обстоятельства жизни индивида.

Положения гуманистической психологии формировались в более ранних психологических концепциях. Франц Брентано (1838-1917) считал, что психология должна изучать процесс сознания, возражал против «молекулярного» подхода. Освальд Кюльпе (1862-1915) спорил с Вундтом, утверждая, что и мыслительные процессы могут быть исследованы экспериментально. Вильям Джеймс писал, что сознание – важнейшая функция человеческой психики. При этом человек – не только рациональное, но и импульсивное, эмоциональное существо. Сознание существует в виде непрерывного течения («поток сознания»); главное в психической деятельности – «цель» сознания.

Гештальтпсихология подчеркивала необходимость целостного подхода к изучению сознания. Ученые, принадлежащие к психоаналитической школе, - Адлер, Хорни, Эриксон, Олпорт, - указывали (в отличие от Фрейда), что человек обладает сознанием и свободой воли, в этом его сущность. Помимо прошлого, его характеризуют цели и надежды на будущее; человек сам формирует свое «я».

Появление гуманистической психологии отражало растущую потребность уравновесить механистический и материалистический характер всей западной культуры в целом, особенно обнажившийся в начале 60-х годов. Это было время «контркультуры», движения хиппи, поколения с острой потребностью в личностной реализации (свобода, сексуальная революция, коммуны, наркотики, гедонизм, «сиюминутность» существования).

Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, поведение которого полностью детерминировано стимулами внешней среды (бихевиоризм), и критиковала элементы жесткого детерминизма в психоанализе Фрейда (преувеличение роли бессознательного, игнорирование сознательного, преимущественный интерес к невротикам). Гуманистическая психология была направлена на исследование душевного здоровья, позитивных качеств личности.

Абрахам Маслоу интересовался проблемами высших достижений человека. Он считал, что каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации – наиболее полному раскрытию способностей, реализации потенциала человека.

Для того чтобы эта потребность проявилась, человек прежде должен удовлетворить все потребности более «низкого» уровня Маслоу выстраивает иерархию потребностей, рисуя их «пирамиду»:

Карл Роджерс (1902-1987) – автор метода «личностно ориентированной» терапии. Он полагал, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения. Пациент не обречен вечно находиться под властью бессознательного или детских переживаний. Личность определяется настоящим, она формируется под влиянием сознательных оценок происходящего.

По мнению Роджерса, стремление к самоактуализации носит врожденный характер, его развитию могут способствовать или препятствовать детские переживания и процесс научения.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Джон Локк (1632 – 1704) - известный английский философ и психолог
Локк родился в семье провинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучал философию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта. Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В ...

Психофизическая проблема
Принадлежность каждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он включается как его переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он отражает, свидетельствуют о связи психического с физическим и с ...

Виды одарённости
Безусловно, единство мнений всех авторов, рассматривающих проблему одарённости, можно отметить лишь включения в критерии одарённости «развитие интеллекта выше среднего». Во многом понимание интеллекта основывается на концепции Ж.Пиаже - э ...