Особенности личностного развития подростка

Страница 1

Психологическая наука в своем реальном действенном проявлении находится в особенно тесной связи и взаимообусловленности с постоянно изменяющимся объектом и одновременно субъектом исследования. Она особенно чувствительна к исторической определенности и в ее конкретном, и в общечеловеческом измерении. Данное положение четко проявляется в возрастной психологии, где вместе с исследованиями глобальных тенденций исторического развития детства, исключительное значение приобретают улавливание и понимание всех, даже мельчайших изменений растущего человека на разных стадиях онтогенеза.

Известно, что дети усваивают, присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности в нашем обществе подвергаются решительному пересмотру. Причем происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в принципиально изменившейся нравственной обстановке. Данное положение усугубляется тем, что имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей всех институтов социализации-семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений. Происходит интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей-тревожности, страха, неуверенности, одиночества. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Именно эти новые отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно-потребностной сферы личности, вызывают особое беспокойство, так как здесь мы столкнулись с таким характером конфликтности поколений, в котором кроется опасность своего рода деструктирования всей системы наследования культурно - исторического опыта.

С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране актуализируются проблемы поиска новых теоретических подходов и практического внедрения различных видов помощи молодежи. В особом внимании нуждаются школьники подросткового возраста и ранней юности, как наиболее сложного в онтогенезе человека. В этот период происходит перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, формируется система нравственных представлений и социальных установок, осуществляется выбор профессии, возникают новые отношения и ведущие виды деятельности. При этом потребность подростков и юношества в определении своего места в системе общественных отношений, стремление к самоутверждению, самоорганизации, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами; с другой стороны, - жестко сталкиваются с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает, не фиксирует, не обозначает самостоятельность, общественную ценность растущего человека [17,28]. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития подростков, лишая их возможности занять активную социальную позицию, вызывая чувство раздражения по отношению к окружающим и к самому себе из-за социальной неопределенности. По данным социологов, психологов, в последние 10 лет появилось на 25-27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка.

Это не означает, понятно, что каждый ребенок переживает глубокий психологический кризис, испытывая тяжелые потрясения. В настоящее время значительно изменилось отношение взрослых к подростковому возрасту, 10-15-летние дети стали восприниматься более взрослыми, чем это имеет место в реальности. Изменилось отношении ко взрослым и у самих подростков, что связано с интенсификацией социальной жизни, большой доступностью информации. Подростки стали не только более раскованными по отношению к взрослым, более уверенные, но нередко снисходительно-презрительными. При всем том, что данное положение отличается неоднородностью в разных регионах, в городе и на селе, у подростков из разных социальных групп населения, у мальчиков и девочек, выявилось появление кардинально нового психического состояния современного подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Значение психосоматической патологии в современной медицинской практике
Психические расстройства приобретают в последние десятилетия особую значимость среди всех классов заболеваний. Выявляемость непсихотических психических расстройств, особенно депрессий, возрастает во всех странах и регионах мира. Особенно ...

Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева
С методологической точки зрения работа А.Н. Леонтьева хоть и представляет собой тщательно разработанное исследование, но, разумеется, не являет собой совершенную методику. Можно выделить ряд особенностей этой классической работы, которые ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональ­ные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4] Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в т ...