Подростковый возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости»[24]. При этом надо полагать, что эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в трудовых коллективах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права и экономически, и юридически, и политически, и нравственно зрелого человека, полноправного члена социалистического общества. Что касается последующих эр развития, составляющих и завершающих жизненный путь человека, то рассмотрение этих проблем выходит за рамки нашей задачи.
Целесообразность, а быть может, необходимость выделения «эры восхождения к социальной зрелости» требует пояснений. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительна стабильную и помнить о том, что целью общественного воспитания в социалистическом обществе буквально с первых лет жизни ребенка и на протяжении всех последующих остается формирование всесторонне развитой личности, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдвинутыми и обоснованными выше положениями предполагает три фазы развития, формирования, становления личности, ее вхождения в социальное целое — адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодого поколения, можно отметить следующие тенденции[25]:
1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на вещи.
2. В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность к самообучению.
3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий.
4. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ.
5. Основное содержание культуры – протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.
6. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются.
Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.
[2] Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 165.
[3] Рубинштейн С.Л. Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. С. 242.
[4] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.С.175
[5] Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4.
[6] Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.С.94
[7] Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.С.124
[8] Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М., 1992.С.86
[9] Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967.С.156
[10] Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // «Вопросы
психологии» , М, 1984, №4, C. 15—30
[11] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.С.345
[12] Петровский А.В., Петровский В.А. Л.С. Выготский и проблемы психологии личности. Психология, 1982, № 4, с. 14—20.
[13] Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии М., 1981. С.67
[14] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
[15] Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4
[16] Стефанов С. И. Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника, Москва, 2004,С. 93
[17]Лотман Ю. М. Избр. статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.С.134
[18] http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=6489
[19] Б.З. Вульфов, «Интересы и потребности современных детей и подростков», СПб, 2007, С.65
[20] Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996. С.186
[21]Милехин Андрей. Папа, мама и я – телесемья//Российская газета – 1998-22 мая
Другое по теме:
Понятие и типы лидерства в психологии
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкр ...
Типы характеров людей.
Под типологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чаще всего встречаются у людей. Черт характера довольно много, как минимум около 150, и они могут сочетаться друг с другом в личности человека различными способ ...
Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье
О важности межличностных отношений ребенка и «помогающего» взрослого говорила еще Анна Фрейд: «Что бы мы ни начинали делать вместе с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли его или подвергаем анализу, - мы дол ...