Обучаясь анализу состава слова, подбирая однокоренные, родственные слова, изменяя смысл слова путем подстановки разных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного определения качеств предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях, составляя план рассказа, школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.
В различных видах и формах работы с языковым материалом развивается логическое мышление и связная речь школьника.
Показателем развития речи служит количество слов в предложениях и количество предложений в рассказе ребенка. Наблюдается значительный разброс в речевом развитии младших школьников, так, рассказ третьеклассника может состоять как из тридцати, так и из ста пятидесяти. В целом в начальной школе развитие речи идет по пяти направлениям – звуко-ритмичному, интонационному, овладения грамматическим строем, овладения лексикой, осознания своей речевой деятельности. При этом активно развивается коммуникативная функция речи.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.
В начале обучения в школе мышление ребенка отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией – «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка занимаемой позиции (Ж. Пиаже). Мышление младших школьников по типу – наглядно-образное, по логике – индуктивное. Современная наука подтверждает широкие умственные возможности младших школьников. Так, система развивающего обучения, разработанная В.В. Давыдовым и его последователями, активно использует задания, требующие дедуктивных логических ходов, и учащиеся экспериментальных классов успешно с ними справляются. Мыслительные операции младших школьников отличаются рядом особенностей. Так, операция сравнения у первоклассников подменяется рядоположением, т.е. последовательным перечислением признаков сравниваемых предметов. Сравнение осуществляется вначале по чертам различия, затем – по чертам сходства предметов и явлений. Обобщение проходит по типу генерализации – на основе несущественных признаков предметов. Абстрагирование осуществляется на основе внешних, ярких признаков. Дети легче абстрагируют свойства предметов, чем их связи и отношения. Эти особенности следует учитывать взрослым при организации и оценке результатов мыслительной деятельности младших школьников. В процессе школьного обучения мышление преобразуется в теоретическое, дискурсивное, в основе которого лежит оперирование понятиями. Формирование этих понятий в младшем школьном возрасте только начинается и получит свое распространение в более старшем возрасте.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словено-логического мышления, они, тем не менее, не возникают на пустом месте. Для того чтобы их усвоить, дети должны иметь развитые житейские понятия – представления, приобретенные в дошкольном возрасте и продолжающие спонтанно появляться вне стен школы на основе собственного опыта каждого ребенка. Житейские понятия – это нижний понятийный уровень, научные – верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью. По выражению Л.С. Выготского, «житейский понятия прорастают вверх через научные, научные понятия прорастают вниз через житейские». Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.
Другое по теме:
Внешние особенности толпы
Как показали наблюдения и снимки, сделанные с вертолетов, все толпы в начале их образования и в состояние относительного покоя имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму (если этому не мешает рельеф местности). При этом характерном ...
Понятие и структура характера.
Характер человека представляет собой совокупность базисных черт личности, от которых зависят устойчивые формы социального поведения, поступки человека, рассчитанные на оказание определенного влияния на других людей.
Когда мы говорим ...
Адаптация и тревога
Источниками тревоги могут быть любые нарушения сбалансированности системы человек – среда при недостаточности психических или физических ресурсов индивида для удовлетворения своих потребностей; опасения, связанные с вероятной неспособност ...