Понятие «одарённость»

Страница 2

Помимо расширения самого понятия «одарённость» в последние годы была экспериментально показана целесообразность обучения по специальным программам детей, чей уровень развития опережает средний для данного возраста. Для определения таких детей разрабатываются специальные, особые критерии и методы психологической диагностики одарённости.

Среди многочисленных (более ста) теорий одарённости многие специалисты выделяли те, в которых она определяется по уже признанным обществом достижениям, и изучаются качества психики, характеризующие выдающихся людей, в том числе и ретроспективно в детском возрасте. Однако, данные об их психологических особенностях и условиях развития крайне противоречивы. /13, с.135/

Другие теории определяют одарённость ребёнка как его потенциальную возможность к выдающимся достижениям в будущем. Такое определение одарённости требует решения вопроса не только о том, какие достижения (открытия, творческое произведение, общественное признание, социальный статус и другое) следует считать выдающимся, но и том, какие качества ребёнка в каком возрасте и при каких условиях могут их надёжно предсказать.

Традиционно, чаще всего к одарённым относят детей, которые значительно опережают в развитии большинство своих сверстников и демонстрируют неординарные успехи, отличную успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, олимпиадах и так далее. Действительно, такие «победители» чаще получают высшее образование, учёные степени и признание в своей области, чем их менее успешные ровесники. Но, вместе с тем, достаточно много случаев большей успешности в профессиональной деятельности тех, кто не отличался ранними достижениями, поскольку успех может, определятся как одарённостью, так и стремлением к внешнему признанию, «натасканностью», умением манипулировать людьми, везением./20, с.135/

Другим важнейшим показателем детской одарённости признаются способности к познанию и творческому освоению нового. Ведущую роль в изучении детей с необыкновенными для их возраста познавательными возможностями играет качественный анализ индивидуального своеобразия их развития на протяжении длительного периода. /10, с.89/

Так, Н.С. Лейтесом были описаны индивидуально - типические феномены умственной одарённости в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Его данные продемонстрировали условность понятия «одарённые дети», невозможность разделить индивидуальные (сравнительно постоянные) и возрастные (временные) моменты, отвечающие за высокий уровень развития каждого ребёнка в том или ином возрасте, что делает прогноз его будущих достижений весьма проблематично.

Формализованные, тестовые методы диагностики способностей детей также не обеспечивают достаточно надёжного прогноза, что приводит некоторых психологов к выводу о том, что ранняя диагностика бесполезна и даже вредна. Решение этой проблемы состоит в переносе акцента с попытки угадать будущих «гениев» на создание условий, максимально соответствующих особым потребностям и возможностям одарённых детей на каждой возрастной ступени развития.

Таким образом, важнейшая цель психодиагностики одарённости состоит не в отборе, а в классификации одарённых детей с точки зрения их будущих достижений, а также в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы им максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития. При этом одарённый ребёнок выступает как субъект своего развития, осуществляемого в активном взаимодействии с окружением, а психодиагностика становится звеном, обеспечивающим связь его потребностей и возможностей с процессом обучения./18, с.140/

Основными методологическими принципами такой диагностики является: комплексность и системность обследования; возрастной подход (учёт специфики возраста), выявление как реальных, так и потенциальных возможностей; использование качественных и количественных данных, субъективной и объективной информации; динамической (лонгитюдный) подход - обеспечение длительных (или повторных) обследований и преемственности их показателей. Но соблюдение этих принципов требует определённого уровня инструментального оснащения, то есть обоснованной и надёжной системы диагностических методик, предназначенных для одарённых детей.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Супружеские игры
В супружеских отношениях, в семейной жизни наблюдается большое разнообразие всевозможных игр. Hо некоторые игры, например "Если бы не ты", в жизни многих супругов расцветают особенно пышно. А такие игры, как "Фригидная женщ ...

История развития высших психических функций
Если мы обратимся к средствам социальной связи, мы узнаем, что и отношения между людьми бывают двоякого рода. Возможны неопосредованные и опосредованные отношения между людьми. Неопосредованные основаны на инстинктивных формах выразительн ...

Исследование уровня рефлексивности работников
1. Служба изоляции (5 человек): Саморефлексия имеет средний уровень развития (50%). Это говорит о том, что работники этого отдела способны на достаточно высоком уровне критически осмыслять текущую деятельность, умеют выделять, анализиров ...