Понятие «одарённость»

Страница 3

Широкое распространение получил методический подход, ориентированный на изучение общих закономерностей развития одарённых детей и использующий формализованные средства диагностики: школы, тесты, опросники и другое. Научные данные доказывают его полезность, особенно для лонгитюдных исследований динамики одарённости у детей в зависимости от возраста, пола, образования, социокультурных условий. /4,с.105/

Результаты лонгитюдных исследований одарённых учащихся, проведённых Л.Терманом и его последователями, показали важную роль интеллектуальной составляющей в развитии одарённости и тестов диагностики уровня интеллектуального развития (IQ) для её диагностики. Но одновременно выявили недостаточность этого критерия. В частности, тесты интеллекта не отражают творческие возможности (креативность) детей. По мнению А.М.Матюшкина, психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека.

По известной концепции Дж. Рензулли, одарёнными признаются дети, которые наряду с интеллектуальным развитием выше среднего уровня характеризуются сильной увлечённостью задачей и высоким творческим потенциалом. Для выявления творческой одарённости созданы соответствующие тесты, принципиально отличны по своему психологическому содержанию от интеллектуальных тестов. Хотя интеллектуальная и творческая одарённость в психологическом отношении представляют значительную ценность, но вопрос о природе и психологическом содержании этих различий представляет как теоретический, так и практический интерес.

Полученные в лонгитюдном исследовании Е.И.Щеблановой и И.С.Авериной, экспериментальные результаты показали существенные развития между интеллектуальной и творческой одарённостью и возрастным уровнем этих способностей на протяжении трёх лет обучения в младшей школе. В целом полученные результаты свидетельствуют о благополучном влиянии условий традиционного обучения в младшей школе на интеллектуальное развитие учащихся, уровень способностей которых соответствует возрасту. Однако для развития интеллектуально и творчески одарённых детей эти условия не всегда благоприятны и могут приводить к относительному снижению этих показателей. Более дифференцированный подход (сравнение показателей детей с разными видами и уровнями одарённости) позволяет выявить относительное снижение одарённости в 30% случаев. /19, с.50/ Причем оно обнаруживалось по всем показателям интеллектуальных и творческих тестов, а особенно сильно в речевом и абстрактно - логическом мышлении. Также показатели мотивационно - личностных особенностей младших школьников оказались нестабильными, но не были выявлены некоторые отличия одарённых детей от сверстников. Это более низкая выраженность страха, более высокая устойчивость мышления при стрессе и благоприятный стиль атрибуции успеха и неудач. Эти особенности отличают одарённых в более старшем возрасте и оказывают существенное влияние на их учебную деятельность.

Следующим пунктом этой главы рассматриваются виды одаренности, выделенные и описанные такими исследователями, как Н.С.Лейтес, А.М. Матюшкин, Е.И.Щебланова и другими.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Понятие и структура характера.
Характер челове­ка представляет собой совокупность базисных черт лично­сти, от которых зависят устойчивые формы социального по­ведения, поступки человека, рассчитанные на оказание оп­ределенного влияния на других людей. Когда мы говорим ...

Гештальт-психология
Около 1912 года, приблизительно в то же время, когда в Америке приобрел популярность бихевиоризм, в Германии появилась гештальт-психология. Немецкое слово «гештальт», означающее «форма» или «конфигурация», было использовано в качестве наз ...

Методы принятия управленческих решений
К настоящему времени накоплено достаточно большое число методов выработки управленческих решений. Так, В.А. Лисичкин выделял три класса методов: - общенаучные (методы логического и эвристического характера: наблюдение, эксперимент, анал ...