Становление личности одарённого ребёнка

Материалы » Развитие одаренности в онтогенезе » Становление личности одарённого ребёнка

Страница 1

Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем личностное становление определяется комплексом различных факторов: биологических, социальных, когнитивных и других.

Личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования, в течение жизни человека, изучались многими авторами в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.В.Захарова, А.Н.Леонтьев, Н.Л.Менчинская, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, В.Э.Чудновский, Д.Б.Эльконин и др.).

Часто в различных трудах психологов проходит мысль о том, что личностные особенности оказывают существенное влияние на развитие других психологических феноменов. Исследователи высших способностей отмечают, что одарённость может существенно повлиять на становление личности. Автор концепции творческой одаренности А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать «одарённость как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и к самовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личности не только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством» /15, с. 158/.

От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одарённости. Известный в психологии факт утраты ярких способностей к моменту взросления учёные связывают и с особенностями личностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчеркивают, что для становления одарённой и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.

Психологи, изучающие одарённых и талантливых детей, отмечают, что одарённые часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одарённый ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.

Роль личности в становлении и развитии одарённости велика. Одарённость вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность (Дж.Галахер, П.Кляйн, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.Э.Чудновский, В.С.Юркевич).

В психологии одарённости признается тот факт, что одарённые дети и подростки имеют особенности личностного развития. Психологи обращают внимание на то, что становление личности одарённого ребенка имеет определённые возрастные тенденции и нередко проходит неоднозначно и болезненно.

Дж.Фримэн, английская исследовательница одаренных детей, утверждает, что проявления одаренности связаны с качествами и свойствами личности. Анализируя в своей статье «Обзор современных представлений о развитии способностей» состояние науки в области психологии одаренности, выделяет некоторые личностные особенности одарённых детей Девочки часто недооценивают свои способности. Они имеют равновысокий интеллектуальный и творческий потенциал с мальчиками, но отличаются от них в социально-эмоциональном плане. Они сильнее подвержены депрессивным настроениям.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Детские неврозы как предпосылки возникновения психосоматических заболеваний
Невротические и соматоформные расстройства относятся к одним из наиболее распространенных нервно-психических расстройств. Их возникновение и протекание обусловливается широким кругом биологических, психологических и социальных факторов. Н ...

История развития учения о психосоматике
Появление термина «психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. (Хайнрот), а термин «соматопсихический» - к 1822 г. (Якоби), но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духовного) являются одними ...

Время простых и сложных зрительно-моторных и аудиомоторных реакций
Возникновение и динамика ощущений подчинены ряду закономерностей (адаптации, сенсибилизации, компенсации, последействию), которые обусловлены изменением чувствительности соответствующего анализатора. Вследствие этого именно чувствительнос ...