Возрастные особенности одарённости

Материалы » Развитие одаренности в онтогенезе » Возрастные особенности одарённости

Страница 1

В начальную пору жизни очень быстрое умственное развитие - это все общая возрастная особенность. У каждого ребенка, совершенно беспомощного при рождении, постепенно формируются многочисленные навыки. Сложнейшие свойства ума. Развитие психики идет в таком темпе, с такой интенсивностью, какие будут уже недоступны в последующие годы. При этом всем психически полноценным детям, в благополучных жизненных обстоятельствах свойственны такие умственные черты, как активный интерес к окружающему, чуткость к впечатлениям, доставляемым органами чувств - каждый ребенок испытывает потребность в развитии, нуждается в «умственной пище». Детство - неповторимая пора становления, роста умственных сил.

Такая особенность детства обусловлена созреванием мозга. А.В. Запорожец и Л.А. Венгер, ссылаясь на Л.С. Выготского, писали о значении этого фактора следующее: « . созревание выступает в качестве важнейшего условия психического развития. Именно то, что различного рода формирующие воздействия падают на почву созревающих процессов, отличает психическое развитие в онтогенезе от обучения взрослого человека». /10,с.59/

С возрастом, как известно, происходят качественные изменения психических свойств: например, ослабляется образная впечатлительность, но возрастает роль словесной, понятийной регуляции. Другими словами, с годами у ребенка происходит не одно лишь усиление и увеличение более ранних свойств, но и их преобразование и становление новых свойств.

У каждой поры детства - свои особые достоинства. Не только возрастающий уровень умственного развития, но и сами внутренние предпосылки развития на разных возрастных этапах имеют отношение к становлению и росту способностей.

Первостепенное значение для понимания особых возможностей детства имеет возрастная чувствительность, то есть особая отзывчивость на окружающее, которая проявляется в разных направлениях: в избирательности внимания, в своеобразии воображений и чувств. Известно, что изменение с возрастом уровня и направленности возрастной чувственности, и активности ребенка, приводит к тому, что у растущего человека наступают и сменяют друг друга сензитивные периоды. Это периоды, когда благодаря повышенной чувствительности и ее избирательности ребенок становится особенно восприимчивым к некоторым воздействиям, более чутким к отдельным сторонам действительности.

Этапы возрастного развития имеют свои особые черты. Таким образом, процесс возрастного развития заставляет задуматься о тех сензитивньгх периодах развития, когда обнаруживаются особо благоприятные для того или иного направления развития. Такими возрастными предпосылками способностей у младших школьников является повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, во что учат.

У школьников средних классов отмечается возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников очень заметны работа анализирующей мысли, готовность к рассуждениям и особая эмоциональная впечатлительность. Такое совмещение «мыслительного» и «художественного» типов, а так же расположенность к самовоспитанию, самосовершенствованию открывают особые возможности для многостороннего развития. Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в какой-то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать для развития детских способностей.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Обратная связь в деловом общении
В связи с этим особую актуальность и значимость приобретают исследования делового общения, раскрывающие специфику взаимосвязи характеристик партнеров по общению и особенностей их взаимодействия. Вместе с тем вопросы о соотношении особенн ...

Лечение депрессии
Факторы, определяющие эффективность психотерапии: · Ожидания пациента · Значение для пациента лечения и излечения · Характер проблем или заболевания пациента · То, на сколько пациент готов к сотрудничеству · Ожидания психотерапевта ...

Взаимосвязь ценностей с представлением о национальном характере
После распада СССР продолжается процесс крушения прежних идеалов и ценностей, происходит разрушение устоявшегося советского мировоззрения, в связи с этим встал вопрос об охране национальных ценностей. В Доктрине информационной безопасност ...