Психология общения

Материалы » Психология общения

Страница 2

· Степени близости,

· Содержанию,

· Функциям, которые они выполняют в жизни.

Эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, не затрагивающих личность глубоко; общение же на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; а установившиеся дружеские связи позволяют решить некоторые вопросы эмоционально-личностного характера. Во вторую половину подростничества общение превращается в самодостаточный вид деятельности. Оно занимает достаточно много времени и выполняет важную жизненную роль. Значение процесса общения со сверстниками для подростка, как правило, не менее ценно, чем все остальные его дела. У старшего подростка проявляется осознанное желание быть членом группы. Эта – характерная особенность именно подросткового возраста, она проявляется у них независимо от степени развития специфической потребности, что немаловажно.

Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Подросток в условиях группы стремится быть похожим на своих товарищей. Влияние взрослого на его жизнь резко снижается и, наоборот, повышается значимость мнения сверстника. Это и составляет так называемый «кризис идентичности».

Д.И. Фельдшейн отмечает, что в процессе стихийно-группового общения агрессивность, повышенная тревожность, замкнутость и другие беспокоящие общество моменты в поведении подростков приобретают уступчивый характер.

· Потребность в стихийно-групповом общении отмечается только у 14,5 % подростков;

· Реальное наличие этой формы зафиксировано у 56 % детей 11 – 15 лет;

· На потребность в интимно-личностном общении указывает 34 % подростков;

· А в реальном общении эта форма составляет около 30 %.

Подростки не удовлетворены преобладанием в их общении стихийно-групповой и интимно-личностной форм. Не случайно в 11 – 15 лет наблюдается отчетливая тенденция – предпочитать не интимно – личностное и стихийно – групповое общение, а социально – ориентированную форму общения. Создавая тем самым действенные условия признания подростков в качестве социально значимых лиц. Не слишком разборчиво иногда, к сожалению, подходя к выбору признающей их среды – потребность в наличии собственной группы в этом возрасте часто сильнее традиционно – нормативных требований общества. Данное положение тесно связано со свойственным подросткам активным стремлениям к занятию новой социальной позиции, с осознанием ими своего «Я» и утверждением во взрослом мире. У подростка возможно появление чувства социальной ответственности за себя и других на уровне взрослого человека.

Успешность общения подростка обеспечивается комплексом коммуникативных умений – таких, как:

· Рефлексия,

· Невербальные способы взаимодействия,

· Эмпатии,

· Активного слушания,

· Пользоваться обратной связью.

Отсутствие или даже недостаточное развитие умений коммуникативного ряда не просто ограничивает возможность общения для подростка, но, в силу возрастных особенностей, делает его зачастую абсолютно недоступных в некоторых социальных группах. Именно поэтому использование таких форм работы, как «Клуб общения», для подросткового возраста чрезвычайно актуально. Эта форма работы помогает повысить уровень их социальной адаптации как раз потому, что позволяет расширить диапазон их коммуникативных умений и повысить уровень овладения ими, а так же расширить кругозор в отношении социальных ролей.

Описание работы «Клуба общения».

На базе реабилитационного социального отделения для несовершеннолетних существует «Клуб общения». Работа клуба преимущественно основана на разработанной нами развивающей программе «Развитие коммуникативных умений подростков».

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами
Отмечая интегральный характер дисциплины и нередко нечеткость границ между собственно психологией труда и другими смежными дисциплинами, Е. А. Климов выделяет три категории наук, характеризующихся разной степенью взаимосвязи с психологией ...

Понятие и пути формирования нации
Нация – исторически сложившаяся форма общности людей, характеризующаяся общностью языка, территории, экономической жизни, культуры и особенностями психологического склада. Сейчас все большее распространение получает точка зрения о том, чт ...

Функции эмоций
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, ...