Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников

Материалы » Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и о становлении личности дошкольника.

Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью.

Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается преимущественно с близкими взрослыми. Особенности складывающихся в первые годы жизни взаимоотношений с взрослыми, развивающаяся всвязи с этим отзывчивость к нуждам и требованиям окружающих и есть то, что составляет развитие мотивационно – эмоциональной сферы будущей личности.

Огромное влияние на развитие у детей эмоций как основы дальнейшего нравственного воспитания оказывает семья.

Все понимают как важно формирование эмоционального благополучия, но не задумываются о том, что не создают условия необходимые для этого. Таким образом, важно не только понять, но и найти пути устранения эмоционального неблагополучия.

В настоящей работе объектом исследования является эмоциональная сфера детей среднего дошкольного возраста, проявление эмоционального неблагополучия.

Предмет – условия преодоления эмоционального неблагополучия и создание эмоционального климата в детском коллективе.

Гипотеза – преодоление эмоционального неблагополучия детей в ДОУ возможно при выполнении следующих условий:

­ создание положительного эмоционального климата в группе при обеспечении позитивных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками;

­ организация систематической работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей;

­ проведение работы с семьей

Целью данной работы является определение условий, способствующих преодолению эмоционального неблагополучия в образовательном учреждении.

В ходе исследования решаются следующие задачи:

1. Изучение научно – методической литературы по вопросам развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

2. Изучение причин, вызывающих эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста.

3. Определение методов и приемов коррекции эмоционального неблагополучия и их апробация в условиях образовательного учреждения.

4. Разработка практических рекомендаций по созданию положительного эмоционального климата для воспитания и развития в ДОУ.

Теоретическую основу работы составляют исследования многих отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломенского, В.Н. Мясищева, А.П. Усовой, А.С. Спиваковской, В.С. Мухиной, Т.Н. Счастной, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.А. Люблинской, И. В. Дубровиной, Г. А. Урунтаевой, А. В. Петровского, Р. С. Немова, В. А. Крутецкого, А. Д. Кошеловой. A. Маслова, A. Бандура, И.И.Томпсона, Д.Е.Мэй и другие.

В ходе исследования использовались следующие методы: наблюдение за поведением детей с эмоциональными нарушениями, беседа с этими детьми, анкетный опрос и тесты на выявление эмоционального неблагополучия.

Данная работа имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что она нацелена на корректировку эмоциональной сферы детей среднего возраста, с помощью создания положительного эмоционального климата в группе, представлены методики по коррекции эмоционального неблагополучия. Здесь представлены диагностики, по которым педагог и родители смогут выявить детей с эмоциональным неблагополучием. Чем раньше это будет сделано, тем эффективней будет коррекционная работа

Другое по теме:

Особенности общения ребенка с родителями в младшем школьном возрасте
Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом "дом", он начинает чувствовать, что его жизнь принцип ...

Принцип психофизического единства
Принцип психофизического единства — первый основной принцип советской психологии. Внутри этого единства определяющими являются материальные основы психики; но психическое сохраняет своё качественное своеобразие; оно не сводится к физическ ...

Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным в ...