I.C. Cooper, автор “Иллюстрированной энциклопедии традиционных символов”, классифицирует фиолетовый цвет по четырем категориям:
1) знание и интеллект;
2) религиозная самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние;
3) тревога, волнение, страдание, горе, скорбь и печаль;
4) возраст и старость.
Для него фиолетовый цвет - это тоже цвет выравнивания и равновесия (Cooper I.C., 1978).
Иоланда Якоби (Jacobi J., 1969, 1980) рассматривает фиолетовый цвет именно в контексте объединения двух крайних эмоциональных противоположностей - двух полюсов - синего и красного цвета. Для нее фиолетовый цвет - это цвет “величия, мистики и мудрости”. Фиолетовый цвет символизирует “волшебство и магию, сокровенное знание и колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение”. В церковно-религиозном контексте фиолетовый цвет символизирует, прежде всего, покаяние. И. Якоби считает, что в фиолетовом цвете воплотилась “борьба духа с плотью, чтобы суметь наполнить ее собой”. Если синий цвет символизирует божественное начало, эфирное пространство, то красный цвет символизирует человеческое начало, кровь и тело. В фиолетовом цвете эти начала соединяются.
Идущая от К.Г. Юнга традиция интерпретации образов исходит из того, что фиолетовый цвет может означать неразделенное единство синего и красного цвета, представляя собой андрогинную сущность, соответствующую той ступени развития, которая еще предшествует разделению мужского и женского на отдельные сущности.
М. Люшер также считает фиолетовый цвет смешением красного и синего цвета. Он как бы пытается слить воедино противоположности красного цвета, как выражения импульсивного стремления к завоеванию и овладению, и синего цвета как выражения нежной готовности довериться и отдаться. По М. Люшеру, в фиолетовом цвете выражается способность к идентификации, эмпатии, даже к переживанию единства в духе. Символизируемое фиолетовым цветом мистическое отождествление (“participation mystique”), например, между человеком и животным, так называемым тотемом, Леви-Бруль установил в примитивных родовых религиях.
Выражая такое переживание единения, фиолетовый цвет связан с волшебством и магией. В соответствии с этим в предпочтении фиолетового цвета М. Люшер видит желание “магических отношений”, желание очаровывать и быть очарованным. За этим стоит также желание снять противоположность субъекта и объекта. Уничтожение субъективно-объективных противоречий, способность уничтожить противоположность между желанием и действительностью – это и есть то мистическое, магическое и волшебное, символизируемое фиолетовым цветом.
Идентификация с партнером, символизируемая фиолетовым цветом, понимается в связи с этим либо положительно как интуитивно-чувственное постижение и понимание, либо к ней стремятся как к эротическому слиянию, либо к идентификации относятся скорее отрицательно, как к витающей в чем-то непонятном нерешительности и неопределенности.
С такой недифференцированностью фиолетового цвета, с еще не определившимся разделением на красный и синий полюсы, на мужское и женское, связано, возможно, то обстоятельство, что 75% детей школьного возраста, не достигших еще периода полового созревания, предпочитают фиолетовый цвет и ставят его на первое место в тесте М. Люшера, в то время как взрослые испытуемые выбирают, как правило, фиолетовый цвет на третьем, четвертом, пятом, шестом или седьмом месте. Среди умственно отсталых детей фиолетовый цвет выбирают 85%.
Другое по теме:
Психологические
особенности тяжело умственно отсталых детей разных клинических групп
Дети с синдромом Дауна. Среди детей с тяжелыми нарушениями интеллекта значительное место занимают те, у которых диагностирован синдром Дауна. Это заболевание обусловлено хромосомной патологией, когда вместо обычных 46 в клетке человека об ...
Супружеские игры
В супружеских отношениях, в семейной жизни наблюдается большое разнообразие всевозможных игр. Hо некоторые игры, например "Если бы не ты", в жизни многих супругов расцветают особенно пышно. А такие игры, как "Фригидная женщ ...
Развитие воли в подростковом возрасте
Для подростка воля (и как черта другого человека, сверстника или взрослого, и как желаемая собственная черта) стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы по ...