Психическое воздействие

Материалы » Психология фиолетового цвета » Психическое воздействие

Страница 2

I.C. Cooper, автор “Иллюстрированной энциклопедии традиционных символов”, классифицирует фиолетовый цвет по четырем категориям:

1) знание и интеллект;

2) религиозная самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние;

3) тревога, волнение, страдание, горе, скорбь и печаль;

4) возраст и старость.

Для него фиолетовый цвет - это тоже цвет выравнивания и равновесия (Cooper I.C., 1978).

Иоланда Якоби (Jacobi J., 1969, 1980) рассматривает фиолетовый цвет именно в контексте объединения двух крайних эмоциональных противоположностей - двух полюсов - синего и красного цвета. Для нее фиолетовый цвет - это цвет “величия, мистики и мудрости”. Фиолетовый цвет символизирует “волшебство и магию, сокровенное знание и колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение”. В церковно-религиозном контексте фиолетовый цвет символизирует, прежде всего, покаяние. И. Якоби считает, что в фиолетовом цвете воплотилась “борьба духа с плотью, чтобы суметь наполнить ее собой”. Если синий цвет символизирует божественное начало, эфирное пространство, то красный цвет символизирует человеческое начало, кровь и тело. В фиолетовом цвете эти начала соединяются.

Идущая от К.Г. Юнга традиция интерпретации образов исходит из того, что фиолетовый цвет может означать неразделенное единство синего и красного цвета, представляя собой андрогинную сущность, соответствующую той ступени развития, которая еще предшествует разделению мужского и женского на отдельные сущности.

М. Люшер также считает фиолетовый цвет смешением красного и синего цвета. Он как бы пытается слить воедино противоположности красного цвета, как выражения импульсивного стремления к завоеванию и овладению, и синего цвета как выражения нежной готовности довериться и отдаться. По М. Люшеру, в фиолетовом цвете выражается способность к идентификации, эмпатии, даже к переживанию единства в духе. Символизируемое фиолетовым цветом мистическое отождествление (“participation mystique”), например, между человеком и животным, так называемым тотемом, Леви-Бруль установил в примитивных родовых религиях.

Выражая такое переживание единения, фиолетовый цвет связан с волшебством и магией. В соответствии с этим в предпочтении фиолетового цвета М. Люшер видит желание “магических отношений”, желание очаровывать и быть очарованным. За этим стоит также желание снять противоположность субъекта и объекта. Уничтожение субъективно-объективных противоречий, способность уничтожить противоположность между желанием и действительностью – это и есть то мистическое, магическое и волшебное, символизируемое фиолетовым цветом.

Идентификация с партнером, символизируемая фиолетовым цветом, понимается в связи с этим либо положительно как интуитивно-чувственное постижение и понимание, либо к ней стремятся как к эротическому слиянию, либо к идентификации относятся скорее отрицательно, как к витающей в чем-то непонятном нерешительности и неопределенности.

С такой недифференцированностью фиолетового цвета, с еще не определившимся разделением на красный и синий полюсы, на мужское и женское, связано, возможно, то обстоятельство, что 75% детей школьного возраста, не достигших еще периода полового созревания, предпочитают фиолетовый цвет и ставят его на первое место в тесте М. Люшера, в то время как взрослые испытуемые выбирают, как правило, фиолетовый цвет на третьем, четвертом, пятом, шестом или седьмом месте. Среди умственно отсталых детей фиолетовый цвет выбирают 85%.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Выводы
Изучение развития общения показало. 1. Комплекс занятий включенный в учебно-воспитательный процесс способствует эффективному развитию общения. 2. Общение со сверстниками зависит от статусного положения каждого члена группы, с популярным ...

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово «communication» про ...

Психологические факторы, влияющие на сердечно-сосудистую систему
Психологические факторы — нарушение системы значимых отношений личности, рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношений, различные типы внутриличностных конфликтов, преморбидные особенности личности, х ...