Допроцессуальныи этап формирования материала показаний

Материалы » Психология формирования показаний » Допроцессуальныи этап формирования материала показаний

Страница 3

Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха: стеническая форма страха (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма страха, протекаемая кратковременно и в таких состояниях, как оцепенение, дрожь, нецелесообразные поступки; стеническое возбуждение— поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.

При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Это влечет сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей и человек способен напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъем способствует быстрой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям.

Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искаженно, в других—они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих — воспринимаются правильно, объективно.

Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что события, предшествующие страху, оцениваются необъективно. Так, ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, лицо может усмотреть угрозу там, где ее в действительности нет. В таких случаях причина страха в неверности, нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально-возбудимых, впечатлительных.

Есть еще одна форма эмоциональной реакции на опасность—это тревога, т. е. ожидание опасности, когда ситуация по своему исходу неизвестна и потому волнует человека. Тревога влияет на формирование показаний преступника. Господствующая в нашей стране обстановка нетерпимости к преступности подавляюще действует на преступника, вызывая у него чувства постоянной тревоги и неуверенности. Задумав совершить преступление, он не знает заранее всех обстоятельств, с которыми может столкнуться, возможных ответных действий потерпевшего и других лиц. Если преступление совершается в людном месте или в такой обстановке, когда в любую минуту можно ожидать появления людей, то у человека, совершающего преступление, чувство страха, нерешительность усиливаются.

На процесс восприятия может оказывать влияние и настроение свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Характерной особенностью настроения является то, что в нем проявляется отношение не к отдельному факту, событию или человеку, а ко всему, что воспринимается, осмысливается в том отрезке времени, на котором сохраняется данное настроение.

Восприятие всякого конкретного предмета и явления сложно. Особенно сложным является восприятие человека и его речи. При восприятии человека будущий допрашиваемый схватывает и осмысливает не только его целостный облики отдельные «физические» качества. В этот процесс включается также истолкование целого круга асоциальных качеств: лицо-наблюдатель, воспринимая особенности речи, произношения, облик и поведение, делает суждение о его возрасте, национальности, роде занятий, характере и, таким образом, как бы «видит» и «слышит» эти качества человека.

Точность восприятия социальных качеств у каждого человека зависит от жизненного опыта и может быть различной.

Сведения, содержащиеся в устной речи людей, воспринимаются также благодаря взаимодействию слуховых, двигательных и зрительных ощущений, но в отличие от ощущений простых физических звуков они в большей степени определяются деятельностью мышления и носят смысловой характер. Одним из непременных условий правильного формирования показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого является понимание смысла слов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Психологическая характеристика процесса общения.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В структуре общения выделяют несколько сторон. Во-первых, это обмен информацией между уча­стниками совместной деятель ...

Вывод
Во время занятия группы социально – психологическим тренингом в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развив ...

Социальная ситуация развития младенца.
Социальная ситуация развития - это система взаимоотношений ребенка и взрослого, взаимоотношения ребенка с окружающим миром и представления о нем. Рассмотрим социальную ситуацию развития младенца. Она заключается в полной слитности мамы и ...