Допроцессуальныи этап формирования материала показаний

Материалы » Психология формирования показаний » Допроцессуальныи этап формирования материала показаний

Страница 6

· замена отдельных, элементов реальными, но не относящимися к данному событию.

Содержательная сторона лжи определяется мотивами (причинами), которые порождают ложь, способностями человека, его индивидуальным опытом, а также степенью информированности о факте, относительно которого создается ложь. Субъект, лучше осведомленный об обстоятельствах расследуемого дела, имеет возможность переплетать правду и ложь и разыгрывать искренность. Для распознавания и разоблачения лжи следователю нужно знать мотивы, которые привели допрашиваемого к даче ложных показаний. К числу мотивов (причин), которые могут побуждать свидетеля к ложным показаниям, относятся:

· личная заинтересованность (опасение ответственности, боязнь разглашения интимных связей, дискредитации себя и своих знакомых, корысть, месть, стыд и т.п. );

· характер взаимоотношений с обвиняемым или потерпевшим (обида, соперничество, месть, родственные, дружественные или враждебные отношения);

· воздействие со стороны заинтересованных лиц, которые побуждают его к ложным показаниям путем подкупа, угроз, уговоров и т.д. ;

· переживаемое психическое состояние в связи с допросом (боязнь мести, враждебного отношения со стороны обвиняемого, потерпевшего или его родственников; служебное или иное зависимое состояние от обвиняемого или потерпевшего; чувство сострадания к обвиняемому, потерпевшему или их семьям, нежелание ухудшать положение обвиняемого, стремление оказать ему поддержку и т.п.);

· понимание допроса как обременительных обязанностей, как нежелательной процедуры, связанной с потерей времени; боязнь повторных вызовов и судебной волокиты; утрата всякого интереса к делу;

· религиозные и национальные чувства, круговая порука;

· неблагоприятная процессуальная обстановка, когда следователь нарушает регулирующие допрос нормы уголовно-процессуального закона, вызывает конфликтную ситуацию или сам, заблуждаясь, создает у допрашиваемого неправильное представление о целях и задачах допроса.

Многие из приведенных мотивов могут вызвать ложь и у потерпевшего, а некоторые и у подозреваемого и обвиняемого. Вместе с тем имеются мотивы, проистекающие из процессуального положения потерпевшего в уголовном деле.

Потерпевший в отличие от свидетеля, как правило, более заинтересован в исходе дела. Иногда это накладывает отпечаток на его показания и может привести к даче ложных показаний. Следственная и судебная практика свидетельствует, что мотивами ложных показаний потерпевшего обычно выступают:

· чувство стыда, боязнь скомпрометировать себя, огорчить родных и близких, желание скрыть свою неблаговидную роль в совершенном преступлении;

· стремление выступить в качестве потерпевшего путем инсценирования преступления.

Существуют также мотивы, которые являются специфическими только для обвиняемого и подозреваемого, скрывающих правду. К таким мотивам можно отнести:

· боязнь наказания, желание предотвратить огласку совершенного преступления путем его отрицания, стыд от сознания позорности своего поведения;

· стремление скрыть соучастников преступления, боязнь мести с их стороны;

· неуверенность в возможности раскрытия органами следствия действительных обстоятельств дела;

· стремление избавить от ответственности действительного виновника преступления;

· стремление уклониться от ответственности за другое, более тяжкое преступление;

· желание запутать и затянуть следствие, чтобы затруднить раскрытие преступления;

· недоверие к лицу, производящему допрос, личная неприязнь к нему или желание получить от него какие-либо выгоды (изменение меры пресечения, улучшение условий содержания под стражей, получение свидания и т. п.).

Таким образом, в сознании человека, принявшего решение дать ложное показание и создающего ложную информацию, существует два варианта события. Во-первых, то, что имело место в действительности, во-вторых, вымышленный вариант—«легенда». Как бы ни старался субъект изъять из памяти первый, т. е. образ того, что произошло, реальные события в его сознании, как показывают исследования физиологов, выступают более отчетливо, чем придуманная ложь. Последнюю лжец может сохранить в памяти путем постоянной актуализации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка на примере телевидения и чтения литературы
Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в ос ...

Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье
О важности межличностных отношений ребенка и «помогающего» взрослого говорила еще Анна Фрейд: «Что бы мы ни начинали делать вместе с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли его или подвергаем анализу, - мы дол ...

Проблемы нормы и патологии личности.
В отечественной научной литературе теория установки представлена довольно широко. Основатель ее Д.Н. Узнадзе понимал под установкой определенное психическое состояние, возникающее под совокупным воздействием потребностей индивида и влияни ...