Допроцессуальныи этап формирования материала показаний

Материалы » Психология формирования показаний » Допроцессуальныи этап формирования материала показаний

Страница 5

Следует особо остановиться на влиянии эмоций на процесс запоминания. Запоминание будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого протекает более активно, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.

Свидетель, потерпевший, подозреваемый и обвиняемый могут лучше запомнить в одних случаях приятное, в других — неприятное, в зависимости от того, что им в данном случае более важно, что для них более значимо. Эксперименты, проведенные П. И. Зинченко, показали, что «как приятные, так и неприятные события могут во многих случаях потерять для человека свое актуальное значение и быть забытыми через самые различные сроки. Это может произойти в зависимости не только от того, какое значение они имели в свое время для человека, но и в связи с новыми обстоятельствами его жизни и деятельности, которые могут изменять первоначальный смысл этих событий для личности»5.

Следователю необходимо учитывать индивидуальные характерологические особенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого: в зависимости от бодрого, жизнерадостного, оптимистического или пессимистического склада личности при прочих равных условиях одни бывают склонными к запоминанию приятного, а другие — неприятного6.

Восприятие и запоминание события преступления потерпевшим и обвиняемым имеют .свои особенности. Наше представление о том, что сила и яркость раздражителя, обеспечивающие в обычных условиях восприятия четкость и прочность запечатления, не всегда верны по отношению к потерпевшему и обвиняемому. Чрезмерно сильные впечатления не только подкрепляют, но и при определенных ситуациях ослабляют или полностью глушат то, что запечатлено.

На запоминание материала, воспринятого свидетелем, потерпевшим, обвиняемым, обычно оказывает влияние их последующая деятельность. Впечатления могут забываться полностью или частично под влиянием яркого и сильного воздействия другого, последующего явления, интенсивной умственной работы или обилия новых впечатлений. Опасность смещения восприятии, подмены части информации, полученной из одного источника, сведениями из другого источника увеличивается, если эти впечатления сходны.

Таковы, вкратце, основные закономерности формирования материала правдивых показаний в допроцессуальной стадии.

Создание ложной информации.

Ложь — это в отличие от заблуждения умышленное искажение действительности в знании7. Допрашиваемый, не желающий давать правдивые показания, наряду с той информацией, которую он воспринял я сохранил в памяти, заблаговременно сознательно формирует и старается запомнить «легенду», т. е. ложную информацию.

Ложь, как и правдивые суждения, имеет свои специфические закономерности. «Ложь,— писал А. Р. Лурия,— как всякое мышление, построенное по другому принципу, имеет свои формы, свои правила, свои приемы. Человек, который лжет, прибегает всегда к определенным законам мышления, к определенным формам логики»8. Видов лжи очень много, но они поддаются классификации. В зависимости от того, в какой мере действительность, интересующая следователя, подвергается искажению, ложь бывает двух видов — частичной и полной.

Полная ложь в свою очередь может состоять сплошь из вымысла или целиком из реальных фактов, не относящихся к делу. Частичная ложь создается следующими приемами:

· опущение, т. е. исключение, отдельных элементов события;

· дополнение факта вымышленными элементами;

· дополнение факта реальными элементами, не относящимися к исследуемому событию;

· замена отдельных элементов события вымышленными деталями;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Предмет исследования
Что же именно исследует социальная психология в области межгрупповых отношений? Принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не ме ...

Особенности внимания младших школьников с ЗПР
С самого начала углубленного комплексного изучения причин неуспеваемости младших школьников и всестороннего изучения детей, имеющих ЗПР, которые по данным специальных эпидемиологических исследований составляют не менее 50% от числа детей, ...

Сущность понятия «воля» и «произвольное поведение»
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков[1]. Задачей воли является управление со ...