Формы и причины школьной дезадаптации

Материалы » Психолого-педагогическая адаптация школьников » Формы и причины школьной дезадаптации

Страница 1

Под адаптацией (от лат. Adapto - приспособляю) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условия существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Все более активно понятие «адаптация» используется в социальных науках, в том числе в психологии и педагогике, отражая стремление представителей этих наук возможно более целостно подойти к ребенку при анализе его состояния и поведения в процессе воспитания и обучения.

Физиологические исследования последних десятилетий показывает, что во многом способность ребенка к адаптации определяется структурно-функциональной организацией его мозга. Последняя же в силу неодновременности созревания отдельных компонентов системы мозгового обеспечения у разных детей состоит из элементов разной степени зрелости. Отсюда отчетливо выраженные индивидуальные варианты психического развития детей – одногодок, проявлением чего становится и известное расхождение биологического и паспортного возрастов. В начале систематического обучения этот разрыв может достигать полутора лет, не свидетельствуя при этом о задержке развития. С сожалением приходится констатировать, что показатели здоровья в последние десятилетия характеризуются резким снижением. Анализ результатов комплексных медико-социологических исследований позволяет выделить следующие предпосылки этого явления:

l Нарушение экологического равновесия в окружающей среде, отражаясь на здоровье матери, приводит к морфофункциональным нарушениям уже у новорожденных;

l Ослабление репродуктивного здоровья у девочек, физические и эмоциональные перегрузки женщин в сложившейся системе производственных и семейных отношениях, что медики напрямую связывают с ростом женских заболеваний, патологией беременности и родов;

l Рост алкоголизма, наркомании, связанный с просчетами в социальной политике и общественной инфраструктуре, а также создающий потенциальную угрозу рождения физически и психического уязвимого потомства;

l Низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкому возрастанию числа неполных семей, семей с неблагополучными отношениями, создающими почву как для развития так и для усугубления нервно-психических отклонений, так и для формирования социальной запущенности детей;

l Недостатки в медицинском обслуживании, не позволяющие своевременно заметить и выявить психически угрожаемых детей, обеспечить их необходимой медицинской помощью;

l Несовершенство системы дошкольного воспитания, игнорирование в организации, формах и методах педагогической работы объективных особенностей ослабленных и психически угрожаемых детей.

Лучше всего, конечно, адаптируются здоровые дети, выросшие в благополучных средовых условиях. Несколько хуже, особенно в отношении к учебным требованиям, адаптируются здоровые дети, отягощенные социальными факторами риска. Часто, однако, здоровый ребенок оказывается удивительно устойчивым к неблагоприятным средовым факторам.

Чтобы определить школьный режим, форму, дидактическую нагрузку чрезвычайно важно знать и учитывать все внутренние условия грамотно оценить адаптационные условия ребенка на этапе его поступления в школу.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Психосемантический анализ становления метафоры профессии в процессе обучения в высшем учебном заведении на примере студентов психологов
В концептуально - теоретической основе своего исследования мы опирались на научные взгляды Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Дж. Келли, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева и П.В. Яньшина. Наше исследование посвящено проблеме развит ...

Межгрупповые конфликты внутри организации
Слово "конфликт" латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, разв ...

Методы работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением
Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, раз­работанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагоги­чес ...