Гуманистическое направление

Материалы » Психолого-педагогическая коррекция » Гуманистическое направление

Страница 1

Основные задачи данного направления - философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссель, П. Рикер). Соответственно, главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы общения, любви и одиночества, поиска смысла существования. Спецификой очерченного круга проблем является уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека, а его центром - решение проблемы восстановления аутентичности личности, то есть соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. Индивидуализм рассматривается как интегративное целое.

В психологии направление представлено такими именами как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл.

Базисными принципами специалиста в рамках гуманистического направления являются:

Встреча специалиста есть встреча двух равных людей;

Разрешение проблемы у клиента наступает "само по себе" в том случае, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств;

Клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения в жизни.

Основные понятия гуманистического направления - индивидуация, самоактуализация, самоактуализирующаяся личность.

В психологическом смысле индивидуация мыслится как процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Осознание данных моментов существования важно для индивидуальной эволюции человека.

Предполагается, что именно благодаря процессу индивидуации личность реализует себя как уникальное неделимое целое.

В индивидуальной психологии А. Адлера индивидуация одной из основных своих граней соприкасается с предлагаемой им идеей о бессознательном стремлении человека к совершенству. (15)

В гуманистической психологии данное стремление находит частное воплощение в стремлении человека к возможному выявлению и развитию свих личностных возможностей, характеризующихся у разных субъектов различной степенью осознанности и определяемое в данном направлении термином самоактуализация.

В работе "самоактуализация" А. Маслоу выделил восемь способов поведения, ведущих к самоактуализации, которые включают в себя:

Полное живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью;

Представление жизни как процесса постоянного выбора;

Наличие "Я", которое может самоактуализироваться;

Быть честным, брать на себя ответственность;

Быть нонконформистом;

Реализовывать свои потенциальные возможности;

Быть открытым высшим переживаниям;

Разоблачать собственную психопатологию.

Объектом воздействия в данном направлении является становление личности. Причина проблемы понимается как блокирование внутриличностных ресурсов. Основная задача консультанта - помощь в самоосознавании и личностном росте, интеграции целостного "Я" и расширении пространства бытия.

Один из эффективных методов в данном направлении - экзистенциальный анализ, схема которого заключена в исследовании того, что человек знает-чувствует-желает, а основная цель - утверждение свободы человека.

Анализируя данные, представленные в таблице, следует обратить внимание на то, что у испытуемых представлены высокие баллы практически по всем шкалам (больше 3 баллов). Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что по шкалам физическая агрессия, негативизм и словесная агрессия уровень выраженности шкал имеет наибольшее значение, выражающееся в среднем арифметическом на уровне 4,5-4,8. Данные результаты характеризуют поведение испытуемых как несдержанное, агрессивное, не лишенное возможности использования физической силы для разрешения спорных вопросов, открытой агрессивной речи, не учитывающей ситуацию и нормы общения общества, возможно использования ненормативной лексики, унижающих честь и достоинство человека выражений и несдержанность в споре.

Характерно так же противостояние сложившимся нормам и правилам общества, непринятие и неисполнение их, исходя из юношеского негативизма, имеющего достаточно высокие баллы на уровне 4,8 из 5 возможных.

Обида и раздражительность и косвенная агрессия так же являются выраженными, на уровне 3,3-3,6 баллов, что характеризует эти признаки агрессивного поведения как имеющие влияние на поведение испытуемых.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Линии поведения руководителя как критерии принятия управленческих решений
Руководитель, осознавая проблемную ситуацию, автоматически намечает определенную линию своего поведения. Михайлов Г.С.[13] утверждает, что избираемая линия поведения будет диктоваться и корректироваться в соответствии с принятием управлен ...

Психическое воздействие
Согласно тесту цветовых пирамид Макса Пфистера, фиолетовый цвет способствует эндогенной возбудимости и выражает “беспокойство, имеющее или творческий или мешающий характер”. Фиолетовый цвет можно было бы просто назвать “мешающим цветом”. ...

Профилактика токсикомании
Профилактика особенно важна среди подростков и лиц молодого возраста, которые более подвержены злоупотреблению различными лекарственными препаратами, часто в сочетании с алкоголем. Потребление «одурманивающих» средств, как правило, носит ...