Специальные учреждения для детей школьного возраста

Материалы » Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи » Специальные учреждения для детей школьного возраста

Страница 1

В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школь­ного возраста получают разного вида логопедическую по­мощь. Слабо выраженные, частичные (парциальные) наруше­ния преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете. Логопедические занятия проводятся параллель­но со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия. [1]

В задачи логопедического пункта при общеобразователь­ной школе входит исправление нарушений устной и письмен­ной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное вы­явление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имею­щимся нарушением речи.

Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познава­тельной активности детей, на формирование приемов умствен­ной работы, необходимых для овладения грамматикой. [1]

Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказы­вания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного резуль­тата, их учат планировать, отбирать лексику, знакомят с грамматическим структурированием, операциями контроля. Детей учат рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникатив­ной и обобщающей функций речи.

Коррекционная работа с учащимися на логопедическом пункте проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным соста­вом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фоне­матическое восприятие, ведется работа над словарем и грам­матическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом логопедическая работа пронизана психотерапевти­ческой направленностью, ведется с учетом особенностей лич­ности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуа­цией стойкой неуспеваемости. [1]

В случаях, когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющегося дефекта не может наравне со сверстниками учиться в общеобразовательной шко­ле, обучение проводится в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функ­ционируют два отделения: для детей с грубыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи различного характера: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания (невротического или неврозоподобного). В этих шко­лах обучение ведется в более растянутые сроки, по специаль­ным программам с выраженной коррекционной направленно­стью, с использованием специфических приемов, методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия. [1]

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ, диагностика и коррекция причин эмоционально-личностной дезадаптации учащихся
Из детской психологии известно, что любое нормальное развитие ребенка не обходится без определенных кризисов [3]. В период кризисов ребенок переживает состояние повышенного психического напряжения, так как новая социальная ситуация развит ...

Понятие и структура характера.
Характер челове­ка представляет собой совокупность базисных черт лично­сти, от которых зависят устойчивые формы социального по­ведения, поступки человека, рассчитанные на оказание оп­ределенного влияния на других людей. Когда мы говорим ...

Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется Р.С. Немовым постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольно ...