Специальные учреждения для детей школьного возраста

Материалы » Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи » Специальные учреждения для детей школьного возраста

Страница 2

У большинства детей с нарушениями речи выявляется не­дифференцированное представление о речевой действитель­ности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготов­ности к овладению письменной речью. [1]

При комплектовании классов первого отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи учитываются в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного де­фекта ребенка. Срок обучения таких учащихся 12 лет. Выпускники специальной школы получают документ о неполном среднем образовании. В учеб­ных планах предусмотрено значительное количество часов на производственно-трудовое обучение. Труд при этом рассмат­ривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, как средство подготовки учащихся к самостоятельной жизни, соци­ально-бытовой и трудовой интеграции в общество. [1]

Преодоление речевых нарушений обеспечивается рацио­нальным сочетанием фронтальных, подгрупповых и индивиду­альных занятий с учащимися. Индивидуальные занятия прово­дятся учителем 2-3 раза в неделю. Как правило, учителя имеют логопедическое образование. Кроме того, коррекция наруше­ний развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе предусмотрены специальные разделы: про­изношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грам­матика и правописание, развитие речи. Развитие речи прово­дится и на материале всех других изучаемых предметов.

В отделении для заикающихся дети за 10 лет обучения по­лучают знания в объеме 9 лет обучения в общеобразователь­ной школе. Дополнительный год предусмотрен для углубле­ния коррекционной работы в младших классах. [1]

Основная задача уроков развития речи заключается в том, чтобы помочь детям устранить недостатки их речи, повысить уровень владения ими языком, научить школьников пользо­ваться речью как средством общения и обобщения. Формиро­вание навыков и умений владения речью у детей происходит только на основе речевой практики, поэтому большое внима­ние в период обучения в специальной школе уделяется специально организованной речевой практике. Благодаря речевой практике у детей увеличиваются возможности для самостоя­тельного накопления словарного запаса в условиях непосред­ственного речевого общения.

В специальной школе дети с речевыми нарушениями полу­чают всестороннее развитие в процессе коррекции недоста­точности речевой деятельности. Необходимым условием кор­рекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психо­лого-педагогической работы с учащимися.

В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных школах в ходе работы выявляется положительная динамика развития. Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Своеобразие проявлений речевого недоразвития, низкий уровень знаний по русскому языку, недостаточность речевой коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности детей требуют особых коррекционных средств воздействия, направленного одновременно на нерече­вую и речевую функции. В работе учитывается единство кор­рекции речи, психических процессов и деятельности. [1]

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смыс­ла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребе­нок учится отбирать языковые средства для построения выска­зывания. Лексическая работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррекции грамматического строя, а с другой - с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений. [1]

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Профессиональное обучение
Традиционно профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь». Изменение государственного устройства ...

Общий адаптационный синдром.
Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз­дейс ...

Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сеизетивного периода в личностном развитии. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений че­рез общение со взрослыми и сверстниками. Это ...