Возникновение конфликтов в ходе обучения подростков

Страница 1

Дидактические процессы взаимодействия подростков с их учителями существенно отличаются от того, что происходит на первой ступени школьного обучения. Обратимся к характеристикам подросткового возраста, которые даются в традиционных курсах вузовской психологии. В том разделе теории психологии, который раскрывает возрастные особенности школьников, подростковый период развития именуется переходным от детского к взрослому состоянию. Для подростка в это время свойственна потеря интереса к учебной работе. Он склонен к романтике. У него пробуждается интерес к сексуальным знаниям и опыту. Он склонен переоценивать свои силы и способности. Тяга к взрослости и слепое подражание привычкам старших.

Интерес в этом отношении представляют исследования типов общительности школьников. Выявлено три разновидности общительности.

1) Школьник-отшельник, склонный к одиночеству. Его утомляют контакты с ровесниками. Он испытывает комфорт, оставшись наедине с собой, с собакой, кошкой или с предметами, делами, которые лучше делаются в одиночку.

2) Школьник, склонный к парному типу общительности. У него должен быть надежный друг (подруга). Без подруги, друга нет ощущения полнокровной жизни.

3) Школьники, склонные к групповому общению

В подростковых классах резко расширяется число вступающих в конфликт, поскольку вместо одного-двух учителей в начальной школе подросток вступает в сотрудничество с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д.

Бесконфликтных взаимодействий учащихся-подростков с педагогами-предметниками почти не встречается. Это не значит, что подросткам не везет на хороших учителей. Они, бесспорно, встречаются и с такими педагогами. Дело все в том, что предметом моего рассмотрения выступают конфликты как предпосылки возникновения переживаний учащимися и учителями.

Мои исследования психолого-педагогической литературы позволили выявить в педагогическом общении со школьниками несколько видов конфликтов:

1) конфликты дисциплины,

2) конфликты в сфере дидактического взаимодействия,

3) конфликты в методике обучения,

4) конфликты в тактике взаимодействия учителя с подростками,

5) конфликты этики.

1) Конфликты дисциплины:

Попытка синтезировать типовые конфликтные происшествий в ходе обучения подростков позволяет выделить в качестве преобладающих ситуаций - нарушения преимущественно учащимися и редко педагогами тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс немыслим. Выделяются как неспровоцированные, так и вызванные действиями учителя конфликты. Как далее будет показано, действия подростков часто противоречат здравому педагогическому смыслу и происходят как проявление того, что в истории педагогики известно под именем «дикой резвости». Обе конфликтующие стороны порой доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Рассмотрим конфликты, происхождение которых связано с педагогическим непрофессионализмом учителей.

- Учительница, в начале урока обнаружила, что никто не выполнил домашних заданий, все сидят и разговаривают между собой, не обращая внимание на нее. Учительница заплакала и, хлопнув дверью, выбежала из класса .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Понятие "имидж"
Слово "имидж" происходит от английского "image", которое, в свою очередь, происходит от латинского "imago". В английском языке слово "image" имеет не одно, а, как минимум, пять значений (образ, стат ...

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Проблема игры как деятельность всегда находилась в центре внимания исследований детского развития (В; Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В зарубежной психол ...

Психологические факторы, влияющие на сердечно-сосудистую систему
Психологические факторы — нарушение системы значимых отношений личности, рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношений, различные типы внутриличностных конфликтов, преморбидные особенности личности, х ...