Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения

Материалы » Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении » Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения

Страница 2

1. Приказы. Команды. Указания.

— Выплюнь сейчас же резинку!

2. Предостережения. Угрозы.

— Если ты не займешься лабораторной, я оставлю тебя доделывать ее после уроков!

3. Нотации. Проповеди.

— Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!

4. Поучения.

— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования!

5. Советы. Предписания.

— Я бы на твоем месте никогда себя так не повела!

— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене!

Согласитесь, все эти замечания очень знакомы и часто звучат в классе. Вам непрерывно приходится «руководить» поведением детей — встань, сядь, иди, стой, говори, молчи и т.д Вы превратились в «командную» машину, а школьники — в «исполнительную» машину (хотя и несколько испорченную).

Большинству учителей кажется, что предписывающие замечания — самый простой и действенный способ управления классом. Если вам кто-то мешает, что плохого в том, чтобы остановить его и, если требуется, надавить, пригрозить?

«Плохого» то, что слишком часто не срабатывает, и, самое главное, внутри каждого такого замечания спрятано сообщение «Ты-плохой»: ты ничего не можешь самостоятельно, ты ни на что не способен, ты — лягушка.

Предписывающие замечания могут в лучшем случае вызвать внешние, сиюминутные изменения в поведении ученика — он выплюнет резинку, перестанет щипать соседа. Но это вовсе не означает, что не станет опять делать то же самое, стоит вам отвернуться.

Подавляющие замечания еще «хуже», нежели предписывающие. Они смешивают ребенка с грязью, снижают его самооценку, унижают его. Подавляющие замечания содержат оценку, осуждение, критику, насмешку. Они делятся на шесть категорий:

1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление.

— Как только в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!

— Ну, ты мне и надоел!

— Нет, тебе выйти — нельзя!

2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.

— Вы скачите, как стадо диких тараканов!

— Вы просто подонки общества!

3. Интерпретация. Анализирование. Диагностирование.

— У вас что, мальчики, проблемы с дисциплиной?

4. Поощрение. Положительное оценивание.

— С., у тебя ведь достаточно ума для того, чтобы быть отличником!

5. Поддержка. Симпатизирование. Воодушевление.

— Трудно усидеть в классе в такой прекрасный день, не правда ли?

6. Допрашивание. Выспрашивание. Расследование.

— Почему это вы сидите не на своих местах?

— Как ты можешь надеяться сдать экзамены, когда ты пропустил столько занятий?

К сожалению, и эти замечания выглядят достаточно знакомыми, не так ли?

А ведь они переполнены негативными оценками.

Тысячи подавляющих замечаний слышит школьник изо дня в день. Ученик приучается к тому, что он — причина всех бед учителя. И как предписывающие замечания, подавляющие не содержат никакой информации об учителе. Поэтому школьнику также трудно поверить, что в педагоге есть что-то человеческое, что он может что-то чувствовать и у него есть какие-то потребности.

Выдержать подавляющие замечания без ущерба самооценке могут лишь «принцы». Но их в этом возрасте практически нет. Поэтому эта замечания лишь усиливают, причем значительно, лягушачесть школьников.

Косвенные замечания включают в себя насмешку, сарказм, поддразнивание, развлекающие замечания. — Никогда прежде мне не приходилось работать с классом обезьян!

— Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление!

— Это когда же тебя назначили директором школы?

— Я очень надеюсь, что ты закончишь все-таки школу, станешь учителем, и у тебя будут сотни таких же учеников, как ты сам!

Многие учителя предпочитают косвенные замечания, так как чувствуют, чем чреваты предписывающие и подавляющие. Им кажется, что школьники легче переносят косвенные замечания, потому что они значительно «мягче» (по сравнению с предписывающими и подавляющими), однако скрытую часть «Ты-плохой», замаскировать не удается.

Теперь вы, несомненно, видите, что замечания, применяемые для изменения поведения школьников в том случае, когда проблема принадлежит педагогу, идентичны «Словарю лягушки» [16]. Поэтому можно включить их в этот словарь и в дальнейшем пользоваться этим обозначением, независимо от того, формулируете вы высказывания в зоне проблем школьника или замечания в зоне проблем учителя.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Выявление депрессии
У К. была выявлена депрессия. Её признаки и проявления были подвергнуты психологическому исследованию для проявления тенденций дальнейшего развития данного психологического явления и возможных вариантов лечения. По внешним признакам депр ...

Супружеские игры
В супружеских отношениях, в семейной жизни наблюдается большое разнообразие всевозможных игр. Hо некоторые игры, например "Если бы не ты", в жизни многих супругов расцветают особенно пышно. А такие игры, как "Фригидная женщ ...

Развитие опосредованного и произвольного запоминания
В дошкольном детстве идёт процесс улучшение памяти ребёнка.[8] Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Её совершенствование у детей-дошкольников может идти сразу по нес ...