Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого–педагогической литературе

Материалы » Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника » Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого–педагогической литературе

Страница 2

Концепция Выготского строится на понимании воображения, как творческой деятельности, основывающейся на комбинирующей способности мозга, следовательно, продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение». [ ]

Критерии оценки развития творчества человека являются творческие способности. Рассмотрение данной категории в психологии связывается с характеристикой способностей в трудах Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса,В.Д.Шадрикова, Л.А. Венгера и другие. Во многих работах творческие способности отождествляются со способностями вообще. Это потребовало от нас рассмотреть понятие способности творческие способности отдельно.

Традиционно понятие способности характеризуется как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. В отечественной психологии этой проблемой занимались С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов. [ ]

Так, А.Н. Леонтьев трактует способности как психические свойства, функция которых состоит в регуляции и обобщении знаний, умений и навыков. Как видно из этого определения, особая роль в системе «способности» принадлежит знаниям, умениям и навыкам.

С.Л. Рубинштейн связывал способности с развитием психических процессов - мышления, восприятия, чувственности и так далее.

Б.М. Теплов подходил к изучению способностей, прежде всего личность с точки зрения индивидуально психических различий. Он исходит из позиции своеобразного сочетания способностей, характеризующих данную личность. Для нас важно рассмотреть точку зрения, представленную в работе Л.А. Венгера, который утверждает, что способности присущи всем людям и имеют отношение к успешности деятельности. Способность - это специфически человеческая особенность и о ней судят по результатам деятельности. Они изменяются и развиваются соответствующим образом в организованном педагогическом процессе. [ ]

В психологии выделяют виды способностей, среди которых традиционно деление способностей на общие и специальные. Специальные способности в науке рассматриваются как учебные и творческие, где творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта с нахождением новых способов выполнения деятельности.

Изучение проблемы творческих способностей потребовало от исследователей рассмотреть их сущностные характеристики. В психологии нет единой точки зрения по вопросам о том, что сущностно включают в себя творческие способности. [ ]

В работах А.М. Матюшкина, Н.Ф. Богоявленской, и многих других авторов утверждается, что центральной характеристикой творческих способностей является познавательная активность.

Другой взгляд на эту проблему представлен в работах Л.С. Выготского,

Т.П. Мареевой, Д.Б. Кабалевского и других. Здесь творческие способности рассматриваются в связи с развитием воображения. Центральной характеристикой творческих способностей считается развивающееся воображение. Основой творчества является способность воображения. Следующие авторы Р.Г. Казакова Д.В. Менджерицкая, О.В. Комарова связывают творческие способности либо со специфически – творческими видами деятельности, либо с детской игрой, в процессе которой проявляются способности воображения. [ ]

Предметом нашего дальнейшего изучения является детское творчество. В последние годы словосочетание «детское творчество» широко употребляется в быту и в специальной литературе. Но нередко слово «творчество» при этом меняет свой смысл. (Ведь творчество - это создание нового объекта, имеющего общую ценность, материальную или духовную).

Творениям взрослых присуща новизна, оригинальность, значимость и полезность для всего общества. Этим свойством, за редким исключением не обладают продукты детского творчества. [ ]

Л.С. Выготский отмечает, что уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх детей. Творческое начало и потребность в создании возникают у дошкольников благодаря их игровой деятельности и развиваются далее у младших школьников. Л.С. Выготский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных. Он говорит что: «Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не у вундеркиндов, а у обычных нормальных детей». [ ]

Детское творчество, как пишет Н.А. Ветлугина, характеризуется педагогической и общественной ценностью. « .В своем художественном творчестве ребёнок активно открывает что-то для себя и для окружающих новое о себе .». Из этого определения можно сделать вывод, что творчество для ребенка значимо, то есть субъективно. Н.А. Ветлугина также утверждает, что детское творчество нужно самому ребёнку. В своём творчестве ребенок изменяется, развивается, начинает иначе смотреть на мир и в этом общая значимость детского творчества. Творчество детей обладает неповторимыми особенностями: это быстрота протекания творческого акта, слитность творческого процесса.

В работах Н.А. Ветлугиной, Р.Г. Казаковой творческий процесс у младшего школьника представлен следующими компонентами:

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Обратная связь в деловом общении
В связи с этим особую актуальность и значимость приобретают исследования делового общения, раскрывающие специфику взаимосвязи характеристик партнеров по общению и особенностей их взаимодействия. Вместе с тем вопросы о соотношении особенн ...

Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности
Личность преступника - совокупность психологических свойств, характерных для лиц, совершающих преступления. Изучение личности налогового преступника включает в себя исследование психологических механизмов противоправного поведения, мотива ...

Структура профессионализма в разнотипных профессиях
На сегодняшний день понятие профессионализма и его основных структурных компонентов в отечественной психологии труда является недостаточно разработанным. Ряд ученых считает, что «профессионализм» - это высокий, устойчивый уровень знаний, ...