Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого–педагогической литературе

Материалы » Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника » Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого–педагогической литературе

Страница 3

· появление замысла;

· поиск средств выразительности;

· воплощение замысла

он характеризуется быстротой течения, при котором стираются грани между замыслом и его воплощением, нерасчленённость выше указанных компонентов. [ ]

Другая точка зрения по данному вопросу представлена в работах Г.Г. Кравцова, Н.Н. Поддьякова. Так Г.Г. Кравцов утверждает, что творчество детей необходимо рассматривать в самом полновесном смысле, поскольку в своём творчестве дети выходят за пределы известных знаний и умений. Подобную позицию занимает Н.Н. Поддьяков. Автор утверждает, что творчество детей носит личностный характер и определяется неповторимостью личности ребенка. Этот процесс чрезвычайно индивидуален. Особое место Н.Н. Поддьяков уделял изучению роли фантазии в развитии творчества детей. Автор говорит, что творческий процесс - это особая форма качественного перехода от уже известного к новому неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности. Одно из важных форм поисковой деятельности, которую выделяет Н.Н. Поддьяков, это детское экспериментирование. Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями и благодаря этому обстоятельству, творчество обладает большой притягательной силой для детей. [ ]

В трудах В.Т. Кудрявцева указывается, что творчеству, как детей так младших школьников неразрывное единство воображения и мышления, отмечает яркий и подвижный эмоциональный характер детского творчества.

Таким образом, мы попытались выделить отличительные особенности детского творчества:

■ личностный характер;

■ нерасчлененность и быстрота протекания творческого акта;

■ опора на воображение;

■ насыщенность яркими, положительными эмоциями.

Анализ психолого - педагогической литературы, проведенный в данном параграфе, позволил нам выяснить, что творчество необходимо рассматривать в широком смысле, с точки зрения личностного подхода, который открывает возможности изучения творчества на разных этапах развития дошкольника. Творчество зависит от опыта и деятельности. Проявления творчества связано с творческими способностями. Под творческими способностями в нашем исследовании мы будем понимать способность к воображению, то есть к созданию новых образов и их реализация в разных видах деятельности. Под детским творчеством в нашем исследовании понимается особая деятельность ребёнка, в которой он создает новое для себя, выходит за пределы известных знаний. Творческая деятельность детей эмоционально, личностно значима, индивидуальна по своему характеру, поэтому любое проявление оригинальности, новизны мы будем оценивать как творческое.

Следующим необходимым условием развития всего многообразия деятельности младших школьников, где главную роль играет учебная деятельность, служит организованная полноценная среда образовательного учреждения. Считается, что чем богаче предложенная среда, тем лучше для развития ребенка (Г.Г. Кравцов, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новосёлова и так далее).

Так, Г.Г. Кравцов отмечает, что для развития творчества важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. Далеко не всегда предметное многообразие способствует психическому развитию. Так, например, указывает Г.Г. Кравцов наличие у современных детей множества игрушек, зачастую не только не помогает им играть, но и может быть одной из причин, затрудняющих творческое развитие ребенка.

О важности данного условия говорится в работах Л.С. Выготского, он утверждал, что развитие творчества ребёнка обратно пропорционально простоте среды и чем богаче эта среда, тем лучше это для развития ребёнка. Взгляд Л.С. Выготского поддерживается в работах Н.Т. Гринявичене, Е.В. Зворыгиной.

В последнее время наукоёмкие проекты такой среды разработаны коллективом психологов и педагогов под руководством С.Л. Новоселовой и В.А. Петровского. Компонентами развивающей среды, как указывают авторы, выступают не только игрушки, обучающие материалы, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка. Главное требование, которое они подчёркивают в развивающей среде образовательного учреждения - это ее адекватность творческому характеру деятельности ребёнка и, как следствие, авторы выделяют следующие параметры развивающей среды:

- проблемная насыщенность;

- открытость к изменению, своеобразная независимость, «приглашающая» ребенка к активному достраиванию среды;

- многофункциональность. [ ]

Таким образом, при формировании детского творчества предметная среда должна рассматриваться не со стороны её многообразия, а в свете тех условий и того пространства, которое даёт детям возможность воображать, придумывать, творить. Предметная среда будет служить «пусковым» механизмом и побудительной силой к проявлению, инициативы младшего школьника.

Одним из условий формирования и развития эмоционально – чувственной сферы младшего школьника является эстетизация среды, отмеченная в работах А.С. Макаренко, К.В. Гавриловец, а также эстетизацию быта. В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Особенности развития познавательной сферы у детей с синдромом рда
В целом для психического развития при аутизме свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях в таких как музыка, математика, живопись могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков ...

Интеллект и биологическая адаптация детей в норме и патологии
Если интеллект является адаптацией, то ее можно охарактеризовать так, как то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды. [18, с. 11] Действие организма на окружающие его объекты можно ...

Структурный анализ
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, которые лучше всего проводить в специальных психотерапевтических группах, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь ...