Проблема использования национальных традиций в воспитании детей

Материалы » Развитие и воспитание детей и национальные особенности » Проблема использования национальных традиций в воспитании детей

Страница 1

Человек становится личностью лишь в том случае, когда он руководствуется высшими ценностями. Они зафиксированы и выражены в устном народном творчестве (фольклоре) в виде пословиц и поговорок, притч и сказок, песен, мифов и преданий, и нет оснований полагать, что они потеряли свою значимость в современной жизни. Напротив, они дают верную ориентацию и смысл бытия. Ценности народа пережиты, проверены в критических ситуациях и сохранены в устном народном творчестве.

В процессе развития общества каждый народ вырабатывает свои особые способы ориентации человека в мире. Эти способы суть формы жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей определяет поведение человека, общества в целом. Анализируя иерархию ценностей, имплицитно заключенную в структуре устного народного творчества, мы познаем не только поведение исторических личностей и народов, но и можем спрогнозировать будущее нашего общества, поскольку основа ориентации, несмотря на инновации, остается неизменной. Основой ценностной ориентации личности является весь нравственный опыт народа, зафиксированный в пословицах и поговорках как ценностных моделях. Эти модели обладают свойством ситуативности и относительности. Возникает вопрос: от чего зависит поведение личности? Ориентация человека в мире детерминируется не только сложившимися объективными обстоятельствами, но и ценностями, усвоенными и осознанными в процессе социализации или выработанными как совокупность накопленных духовных переживаний, которые можно назвать нравственным опытом личности. Именно нравственный опыт формирует и регулирует поведение человека в мире.

Поэтому выявление сущности поведения человека становится особо актуальным, т.к. моральная основа общества деградирует. Ее восстановление возможно, если мы обратимся к истории возникновения ценностей, запечатленных в устном народном творчестве, раскроем их структурную организацию, осознаем общечеловеческое наследие исторического пути народа.

Безусловно, личность руководствуется не только общечеловеческими ценностями, но и особыми, присущими той общности, в которой происходит ее самореализация. Ценности, познаваемые в устном народном творчестве, есть особенные ценности народа, становящиеся личностными в конкретных ситуациях. В исследовании ценностных ориентаций личности мы ограничиваемся тем, что выражено в пословицах и поговорках, притчах и сказках, мифах и легендах, благопожеланиях и молитвословиях, которыми человек всегда ориентируется в повседневной жизни.

У каждого из народов, населяющих нашу многонациональную Родину, сформировалась своя «система» правил и норм поведения, нашедшая воплощение в моральном кодексе, закрепленном в специфических формах народного творчества. Например, у русских моральный кодекс нашел свое высшее воплощение в былинах, пословицах, поговорках, песнях, сказках, у белорусов – в пословицах, поговорках, сказках и песнях, у эстонцев – в знаменитом «Калевипоэге», у узбеков – в дастанах, сказках, пословицах и поговорках, у чувашей – в колыбельных песнях, полевых моленьях, в похоронных плачах, у грузин – в мифологических сказаниях, песнях, пословицах и поговорках, сказках, у азербайджанцев – в эпосе «Китаби-деде Коркуд», у киргизов – в эпосе «Манас».

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Неоценимым воспитательным потенциалом обладают семейные архивы, где хранятся фотографии предков, старинные реликвии. В этом – залог преемственной связи поколений, сохранения фамильной чести, уважении я к предкам.

В развитии, воспитании и формировании личности главное и решающее место принадлежит семье, от нравственного климата которой зависит, каким будет подрастающий человек. Недаром в народе говорят: « Где в семье лад, там и дети хорошо воспитываются». Поэтому одной из важнейших забот народной педагогики является подготовка молодежи к семейной жизни.

Большую роль в формировании духовной культуры веками играла религия: она была своеобразным регулятором нравственности, так как человек соизмеряя свое поведение с богом, с высшим мерилом совести и справедливости, с идеалом, который исторически сложился в сознании народа.

Воспитанию целомудренных отношений между юношами и девушками способствовал обычай «посиделок», где занимались рукоделием, пели песни, сказывали сказки, загадывали загадки, проводили различные игры. Как правило, в этих действах участвовали взрослые, опытные люди.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Интерпретация полученных данных.
Данное исследование показало, что психическое развитие младенцев в норме. Практические знания подтверждают теоретические выводы. Дети растут и развиваются в разных условиях, в разных социальных и культурных направлениях, но в любом случае ...

Психология тоталитарного режима
Причиной установления тоталитарного режима является уникальность и сила тоталитарного лидера на массы, вызванная психологическими особенностями лидера. Эти особенности сыграли свою роль для того, чтобы народ поверил своему лидеру и следов ...

Определение понятия "манипуляция" как научного отображения сущности тайного принуждения личности
В настоящее время наиболее универсальным из понятий, отражающих механизм скрытого психологического принуждения, выступает манипуляция. Данное понятие имеет два основных значения - прямое и переносное или метафорическое. Как ни парадоксаль ...