Немаловажное воспитательное значение в формировании целомудрия имеют свадебные традиции, обычаи, обряды. Например, так называемый «посад на дежу» у белорусов. Еще в начале нашего столетия этнографы отмечали, что главное условие посада – это целомудрие как жениха, так и невесты. Они же приводили примеры, когда родители отказывались благословлять сына или дочь, не сохранивших целомудрие. Гласность, общественное мнение стоят на страже чистоты взаимоотношений юноши и девушки.
Изучение многообразных аспектов целей воспитания у народов России в последние десятилетие уделяется значительное внимание. Они в широком социальном и более конкретном образовательном планах фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа или провозглашено различными способами как норма. Дагестан, с свойственными ему полиэтничностью и многообразием культурных традиций, представляет в этом отношении несомненный интерес.
В установлении оснований и критериев самооценки, а также в наполнении образа «Я» конкретным содержанием, определяющее значение имеет система значений, смыслов и ценностных представлений, характерная для той или иной культуры. Содержание «образа Я» в своей основе изначально задано культурой, с которой связано развитие психических процессов индивидуума в онтогенезе, и которая определяет становление личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Однако культурная система представляет собой уровневое, сложно структурированное, динамично изменяющееся и самоорганизующееся образование. Изменения политических, правовых, экономических норм и правил, не могут не отразиться и на системе мировоззрения отдельной личности, содержании «образа Я», установках, в проектировании своей жизни, в постановке целей и выбора способов их достижения, оценке своей успешности. Гендерная схема играет определяющую роль в формировании гендерного самосознания и идентификации, гендерной самокатегоризации личности, поэтому содержание «образа Я» должно отражать гендерные представления в обществе. В то же время, в этнопсихологии выделяется феномен «этнического парадокса современности», суть которого в том, что для современного мира парадоксальным образом характерно не стирание и нивелирование значения этнических особенностей жизнедеятельности, а напротив, актуализация и возрастание важности этнокультурной специфики в самоопределении, идентификации как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Таким образом, возникает проблема: как отражаются в содержании «образа Я» современных молодых людей, включенных в систему глобальной мировой культуры и экономики, особенности их этнической и гендерной принадлежности?
Определение особенностей содержания «образа Я» в зависимости от этнокультурной и гендерной принадлежности, осуществлялось в рамках реализации международного проекта «Исследование русского характера и личности», организованного Университетом г. Тарту (Эстония) и направленного на комплексное обследование личности. В нашем исследовании приняло участие 287 испытуемых, обучающихся в разных вузах г. Казани, 12% –мужчин и 32% – женщин русской национальности, 24% –мужчин 32% – женщины татарской национальности. В качестве основной методики использовался тест «Опросник национального характера», входящий в структуру анкеты. Опросник сконструирован по типу личностного дифференциала и включает в себя 34 качества личности, данные как полярные характеристики, по ним и осуществлялась самооценка испытуемых. Обработка данных осуществлялась методом факторного анализа с использованием нормализованного варимакс-вращения. Производилось выделение двух значимых факторов содержания самооценки для каждой подгруппы испытуемых.
Анализ результатов позволил выявить как сходства, так и различия в семантических основаниях содержания образа Я. У мужчин, как русской, так и татарской национальности одним из общих оснований самооценки выступает фактор "доброта, отзывчивость / черствость, эгоизм", который составляют характеристики: заботливые, добросердечные, сотрудничающие, уступчивые, эмоционально чувствительные / эгоистичные. скупые, черствые и т.п. Вторым общим основанием самооценки выступает "активность, целеустремленность жизненной позиции / пассивность, ведомость", проявляющееся через характеристики: общительные, амбициозные, целеустремленные, устраивающие сами свою жизнь, не полагающиеся на волю случая, сами себе хозяева / покорные, ведомые, предпочитающие держаться в тени, избегающие риска, покорные судьбе и т.п.
Другое по теме:
Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности сотрудников ОВД
Конфликты в служебной деятельности сотрудников ОВД могут происходить и между самими сотрудниками, что часто не способствует успешной работе. Эти конфликты могут развиваться как по “горизонтали”, так и по “вертикали”. Так, по данным исслед ...
Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты» [14]:а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представл ...
Механизм стресса
Стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы. Относительно того, к ...